В Брюсселе вчера открылся двухдневный саммит Европейского союза. У лидеров 25 стран сообщества широкая повестка, включающая проблемы энергетики, изменения климата, иммиграции, международные кризисы. Главным пунктом наблюдатели называют вопрос о дальнейшем расширении ЕС. Отношения Евросоюза с Россией, развитие которых в начале финского председательства значилось в числе приоритетов, отдельным пунктом на итоговом для Хельсинки саммите не вынесено. Однако без упоминания о Москве в Брюсселе не обойдется.
Финские дипломаты с облегчением заявляли накануне встречи, что им удалось избежать главного: этот саммит не превратится в бесконечную перепалку вокруг присоединения к ЕС Турции. Главы МИД ЕС еще в понедельник договорились частично заморозить переговоры о вступлении страны в Евросоюз. Официальной причиной стало нежелание Турции открыть свои порты для непризнанной ею Республики Кипр – члена ЕС с 2004 г. Неофициальной – крайне осторожное, если не сказать негативное, отношение старейших членов сообщества, прежде всего Франции и Нидерландов, к новым пополнениям. Результатом переговоров этих стран с «лагерем за расширение» (Великобритания, Швеция, Польша) должна стать компромиссная строчка в итоговом коммюнике саммита: «При расширении должна приниматься во внимание способность самого союза абсорбировать новых членов».
В любом случае, как отмечает «Интернэшнл геральд трибюн», после Брюсселя «штурмовать европейскую крепость станет труднее». Все государства союза согласны, что необходимо более жестко следовать уже существующим критериям присоединения, чтобы страны-кандидаты полностью соответствовали демократическим, правовым и экономическим стандартам ЕС даже прежде, чем им назначат конкретную дату вступления. Кратчайший путь в ЕС, после вступления в него в январе 2007 г. Болгарии и Румынии, у Хорватии. Дата ее предполагаемого вступления – 2009 г. Албании, Боснии, Македонии, Сербии, а также Черногории предстоит ждать дольше. Турция, штурмующая европейскую крепость уже более 40 лет, может лишь надеяться на успех через 10–15 лет.
С 1 января 2007 года председательство в ЕС переходит к Германии. Перед отъездом в Брюссель федеральный канцлер Ангела Меркель выступила вчера с правительственным заявлением. Она особо подчеркнула необходимость евросплоченности как предпосылки для решения стоящих перед сообществом проблем. Ранее она заявила, что рассчитывает на открытие в обозримом будущем переговоров между ЕС и Россией о заключении нового базового договора.
Пока же Москва в основном фигурирует в дискуссиях европейских лидеров в контексте энергетической безопасности и в целом политической ситуации, которую на Западе воспринимают в том числе сквозь призму последних громких «русских убийств». Финское председательство, начавшееся с громких заявлений о приоритетности выстраивания отношений ЕС с РФ, похоже, заканчивается за упокой. Даты начала переговоров о новом базовом договоре Москвы и Европы нет. Не преодолены разногласия вокруг ратификации Россией Энергетической хартии. Продолжается перепалка по поводу общих ценностей. Нависла угроза нового «мясного скандала» с перспективой эмбарго Москвы на ввоз продукции европейского животноводства с 1 января следующего года. Наконец, дело экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко переросло в комплекс вопросов, прямо и косвенно касающихся безопасности ряда стран, деятельности спецслужб, мафиозных структур и новых террористических угроз.
Из известных западных деятелей лишь экс-канцлер Герхард Шрёдер не гнушается сейчас выступать в поддержку России. Шрёдер не видит признаков того, что РФ дрейфует с пути демократии в сторону авторитарного государства. Комментируя ажиотаж вокруг полония-210 и Литвиненко, экс-канцлер выразил удивление по поводу «готовности выносить суждения, не зная фактов». Что же касается действующих лидеров, то никто из них, похоже, не готов высказаться в поддержку российских властей.