Вчера в должность вступил новый командующий Силами обороны Эстонии генерал-майор Антс Лаанеотс. Это событие осталось бы незамеченным, если бы в Москве не стали реагировать на некоторые высказывания Лаанеотса, сделанные им еще в статусе частного лица. Бывший советский, а ныне эстонский военный дал интервью газете Eesti Paevaleht, в котором среди прочего сообщил, что «отношения с Россией являются наибольшей проблемой для безопасности Эстонии». «Мягко говоря, наш сосед – недружественная для нас страна», – сказал Лаанеотс. На эти слова в среду, сразу после публикации, отреагировал вице-премьер и министр обороны РФ Сергей Иванов.
«Говоря дипломатическим языком, такое заявление вызывает удивление, непонимание и озабоченность, – сказал Иванов журналистам. – Мы знаем позицию НАТО, неоднократно выраженную официальными лицами организации. Что касается угроз, то вы помните недавний саммит НАТО в Риге, где лидер другого прибалтийского государства (президент Латвии Вайра-Вике Фрейберга. – «НГ») высказал озабоченность другой угрозой – угрозой инопланетян. Мне кажется, Россия и россияне на инопланетян не похожи».
При этом российский министр посоветовал Лаанеотсу, с которым, по его словам, он лично не знаком, обратить внимание на «героизацию фашизма в Латвии и Эстонии и на сотни тысяч неграждан в этих странах, что не укладывается в демократические стандарты НАТО и ЕС».
Едва ли Лаанеотс уполномочен отвечать за события в Латвии. Однако российские официальные лица нередко смешивают все балтийские страны, полемизируя с представителем одной из них.
Иванов, хоть и не знакомый лично с командующим Силами обороны Эстонии, очевидно, имел возможность ознакомиться со Стратегической концепцией НАТО (а Эстония – член НАТО), в которой содержится указание на угрозу со стороны России, например, в контексте ядерных потенциалов. Кроме того, не секрет, что власти в Таллине воспринимают Россию в качестве недружественного государства. Если учитывать это, то никакой сенсации из уст эстонского генерала не прозвучало.
Стоило ли российскому вице-премьеру пускаться в полемику с еще не вступившим в должность Лаанеотсом на базе газетной публикации? С точки зрения Иванова, стоило, поскольку наличие «строптивых» соседей – членов НАТО оправдывает сохранение у границы внушительной военной группировки.
Стоило ли эстонскому генералу, вроде бы не входящему в круг националистов (кстати, его жена – русская), вспоминать о российской угрозе? С точки зрения Лаанеотса, стоило. В стране в разгаре дискуссии о реформе армии, что, разумеется, требует финансовых затрат. В глазах избирателей проще оправдать денежные расходы российской угрозой, нежели, скажем, необходимостью участия в миротворческой операции в Афганистане.
Последний спор об угрозах, разумеется, не добавляет шансов на размораживание российско-эстонских отношений. Эти отношения резко ухудшились в июне 2005 года, когда была сорвана ратификация договоров о границе. Москва отозвала свою подпись после того, как эстонские парламентарии внесли в преамбулу закона о ратификации ряд положений, в которых Москва усмотрела намеки на признание оккупации и незаконности включения Эстонии в состав СССР. Но есть и другие проблемы.
Эстонские власти выступают против строительства Северо-европейского газопровода, ссылаясь на возможный ущерб экологии. В качестве ответной меры Россия подняла цену на газ. Кроме того, Россия закрыла пограничные пункты для рыбы и морепродуктов, ввозимых из Эстонии, обосновав это проблемами с поддельными документами и контрабандой.
Таллин одобряет процессы демократизации в СНГ, в частности поддерживает различные инициативы Польши, занимающейся подрывом белорусского режима.
Москва, традиционно критикующая эстонские власти за несоблюдение прав русскоязычного меньшинства и попустительство героизации фашизма, в последнее время высказывала возмущение в связи с принятием в Эстонии законов, которые могут быть использованы для демонтажа советских памятников.