Накануне объявления даты возобновления шестисторонних переговоров о ядерной программе КНДР Россию обвиняют в попытке добиться «исключительных прав» на северокорейский уран. Такие утверждения появились после консультаций в Пекине, в которых участвовали все представители «шестисторонки», за исключением РФ.
Предложение Северной Кореи
Японская газета «Токио симбун» сообщила в воскресенье, что КНДР предложила России исключительные права на свои месторождения урана в обмен на «открытую поддержку» Москвой ее позиции.
Вчера оперативный дежурный департамента информации и печати МИД РФ сообщил «НГ», что знает об этой публикации, но не располагает сведениями по указанному вопросу. В пресс-службе Росатома вчера телефоны не отвечали.
Ссылаясь на «источники в российском правительстве», «Токио симбун» утверждает, что между Россией и КНДР с 2002 года идут секретные переговоры о некоем российском плане импорта в РФ урана из КНДР с целью его последующего обогащения и продажи Китаю и Вьетнаму. Потенциально это весьма прибыльная сделка.
Ныне, утверждает газета, северокорейские власти стали демонстрировать свою заинтересованность в заключении сделки. При этом Пхеньян якобы потребовал от Москвы оказания ему поддержки на шестисторонних переговорах.
Последний, 4-й раунд шестисторонних переговоров, проходивших в Пекине, завершился в сентябре прошлого года оглашением совместного заявления о принципах прекращения ядерной программы КНДР. В дальнейшем, однако, вместо конкретизации этих договоренностей процесс пошел в иную сторону – КНДР провела ракетные, а затем и ядерные испытания.
Пятерка вместо шестерки
28–29 ноября в Пекине прошла встреча представителей США и КНДР по поводу даты возобновления переговоров, в которых также участвовали дипломаты КНР, страны – организатора переговоров. В это же время в Пекине находились руководители южнокорейской и японской делегаций на этих переговорах.
Как заявил в «НГ» заместитель главы делегации Республики Корея на шестисторонних переговорах посол Ли Юн Чжун, одновременное пребывание всех этих делегаций в Пекине было простым «совпадением». По его словам, делегации Южной Кореи и Японии прибыли в Китай для проведения двусторонних встреч с северокорейцами и китайцами, а не для каких-либо групповых переговоров. Вместе с тем, по словам посла, их нахождение в китайской столице позволило обеим делегациям вести мониторинг встречи между представителями США и КНДР.
Американские и северокорейские дипломаты вылетели в свои столицы, так и не объявив дату возобновления шестисторонних переговоров. По прогнозам СМИ, начало переговоров, первоначально предполагавшееся в середине декабря, скорее всего будет отнесено на начало января.
Условия сторон
В правительственных ведомствах Республики Корея – МИДе и Министерстве по вопросам объединения – объясняют затяжку или скорее всего перенос на более поздние сроки возобновления переговоров тем, что обе стороны, Пхеньян и Вашингтон, настаивают на своих условиях встречи.
Так, глава северокорейской делегации посол Ким Ге Гван потребовал, чтобы США к началу переговоров разморозили счета принадлежащего Пхеньяну «Банко Делта Азия» из Макао. Со своей стороны, глава американской делегации заместитель госсекретаря США Кристофер Хилл настаивал на том, чтобы КНДР объявила в начале переговоров о своем согласии закрыть свои ядерные объекты в соответствии с требованиями резолюции СБ ООН.
В действительности, по данным японской печати, Хилл выдвинул перед своим северокорейским коллегой целых четыре условия. Конкретно, по утверждению «Йомиури симбун», он настаивал на том, чтобы Пхеньян закрыл ядерный реактор в Ёнбене, засыпал место, где проводились подземные ядерные испытания, отчитался о всех имеющихся у него ядерных объектах и программах и согласился на их инспекции сотрудниками МАГАТЭ.
«Северная Корея должна принять эти условия до начала переговоров, чтобы показать, что она не допустит дальнейшего усугубления ситуации, – сообщает «Йомиури симбун». – После этого мы начнем обсуждать конкретные шаги по денуклеаризации Корейского полуострова». Все эти условия были якобы согласованы на встрече лидеров США, Южной Кореи и Японии, состоявшейся в кулуарах саммита АТЭС, проходившего в Ханое в 18–19 ноября.
Получается, что среди участников «шестисторонки» действует сплоченная группа государств-единомышленников, США, Япония и Южная Корея, которые в своих консультациях, один раз, в Ханое, обошлись без Китая и России, а в другой, в Пекине, – провели встречи с участием Китая, но опять же без России.
Сведения о «секретных переговорах» между Москвой и Пхеньяном, появившиеся в японской печати, могут лишь привести к дальнейшей изоляции России в рамках шестистороннего процесса. Или даже противопоставить ее другому участнику – Китаю.
Сеул-Москва