Братья Качиньские позаботились о том, чтобы высшие представители Евросоюза явились в финскую столицу с расстроенными лицами и пустыми руками. Задуманный праздник открытия переговорного процесса о заключении нового базового договора ЕС–РФ не состоялся. Пришлось на ходу перекраивать повестку дня встречи. России же не удалось просто понаблюдать со стороны, на борьбу брюссельских и польских политиков. У нее возникли свои проблемы. Актуальная атмосфера, окружавшая встречу, в который раз оказалась неблагоприятной для России. Партнерские упреки в чрезмерности претензий к польскому мясу Москву в общем-то особенно не задевали. Другое дело громкие западные подозрения в причастности российских спецслужб к совпавшей с саммитом смерти в Лондоне Александра Литвиненко. Путину опять пришлось отвечать на неприятные вопросы прессы, не относившиеся к обсуждавшимся.
Все участники старательно подчеркивают, что трагедии в хельсинкском финале нет. Есть даже некоторые достижения вроде важной для европейских авиакомпаний договоренности о постепенном снижении сбора за транссибирские перелеты. Москве удалось подтолкнуть лидеров ЕС к обещанному ускорению реализации имеющихся решений об облегчении визового режима для россиян. И вообще есть обоюдные заверения, что возникшие трудности преодолимы.
Поляки ведь отнюдь не сегодня приобрели репутацию мастеров вставлять палки в колеса Комиссии ЕС. В декабре прошлого года они чуть не провалили своими финансовыми требованиями саммит сообщества в Брюсселе. Его спасло только согласие бундесканцлерин ФРГ Ангелы Меркель «отстегнуть» Варшаве 100 млн. евро в счет германской доли дотаций из бюджета ЕС. Рано или поздно уговорят поляков дать согласие и на мандат для переговоров ЕС и России.
Отсутствие весомых итогов 14-го саммита РФ–ЕС в столице Финляндии тоже не внове. В этом он не отличается, например, от такого же мероприятия в Гааге, состоявшегося почти день в день с хельсинкским два года тому назад. Но ситуация все-таки сложнее.
За польским мясом стоит не только торг, но и политика. Антироссийские подходы Варшавы разделяет ряд недавних новичков в ЕС, к которым, не обретя еще официального статуса члена, уже поспешила присоединиться Румыния. Эти круги в ЕС добиваются гарантий контроля за всеми деталями отношений ЕС–РФ.
В этом смысле за кулисами хельсинкского саммита просвечивает важнейший вопрос о характере партнерства между Россией и ЕС. Все-таки очень уж много камней преткновения накопилось между ними только за завершающийся год. Вспомним: это Украина, Грузия, Молдавия, Польша, страны Балтии, Энергетическая хартия, степень надежности энергообеспечения, европолитика соседства, ХАМАС, российские инвестиции в странах ЕС, не говоря уже о состоянии демократии, прав человека и свободы прессы в России. Любая из этих тем оборачивается преимущественно критикой в адрес Москвы. Более того, ее политика, поведение, пожелания сплошь и рядом трактуются как угроза новым и старым странам ЕС и Западу в целом.
Чем бы ни объяснялись эти «накаты», они могут вырасти в проблему, серьезно мешающую выстраиванию стратегического партнерства РФ–ЕС, а заодно имиджа России как в отдельных странах ЕС, так и во всей Европе. В этой связи российской стороне, соблюдая свои принципиальные интересы, следовало бы предвидеть последствия «технических вопросов» и учитывать щепетильность иных внутренних ситуаций на европространстве. Ведь достаточно очевидно, что Евросоюз в любых ситуациях будет прежде всего на стороне собственно «своих» и тех, в отношении которых имеет свои планы.
В остальном, как говорят англичане, аs usual. Россия и ЕС настолько повязаны друг с другом энергетикой, торговлей, близостью интересов на ряде важнейших внешнеполитических направлений, что разрыв между ними практически невозможен. Не сегодня, так завтра без нового договора не обойтись. Но после Хельсинки стало еще яснее, что это будет намного более трудное дело, чем прежние соглашения.