Политики, общественность и пресса Нидерландов анализируют итоги состоявшихся в среду парламентских выборов. В высшем законодательном органе страны, официально именуемом второй палатой Генеральных штатов, произошли серьезные метаморфозы. Как ожидавшиеся, так и непредвиденные. В нем оказалась даже свежеиспеченная Партия защиты животных, с ходу получившая два мандата. Но главная новость в том, что все крупные партии потеряли так много мест, что перспектива создания нового коалиционного правительства пока не просматривается.
Это были вынужденные досрочные выборы, поскольку еще летом коалиция премьер-министра Яна Петера Балкененде претерпела кризис, потеряла одно из сочленьев, и стране несколько месяцев пришлось жить с правительством меньшинства. Так что главный смысл нынешних выборов состоял, собственно, в том, чтобы создать условия для более стабильной исполнительной власти. Но голландские избиратели решили по-своему.
Победу приписывает себе правящий Христианско-демократический призыв (ХДП). Партия Яна Петера Балкененде утратила три места и насчитывает теперь 40 депутатов. Но она сохранила положение сильнейшей фракции 150-местного парламента. ХДП помогло, что у правительства Балкененде имелись неплохие козыри в виде 3% роста экономики и низкой (5,5%) безработицы. Тем не менее реально ее позиции как партии, вновь претендующей на власть, ослабли. А еще больше сократилось парламентское представительство ее союзника – праволиберальной Народной партии за свободу и демократию (НПСД): с 28 до 22 мандатов. Так что коалиционная основа на базе этих партий свернулась, как шагреневая кожа.
Поистине сокрушительный удар нанесли избиратели другой ведущей политической силе страны – Партии труда (ПТ) Ваутера Боса. Вместо 42 ей придется утешиться в новом парламенте всего 33 депутатскими креслами. Сложение мандатов ХДП и ПТ тоже не обеспечивает необходимого большинства. Тем самым отпадает и голландский вариант немецкой «большой коалиции», которую накануне минувшей среды предрекали Нидерландам многие наблюдатели.
Зато с настоящим успехом можно поздравить Социалистическую партию во главе с ее лидером Яном Марейниссеном. Она почти утроила число своих парламентариев (с 9 до 25!) и впервые стала третьей по численности фракцией. Но даже вместе с ПТ, с которой уже прощупывались перспективы до выборов, «левым» далеко до коалиционного большинства. Впрочем, при создавшемся раскладе политических сил любой из ведущих партий Нидерландов не обойтись без поиска парламентских «подпорок» в виде более мелких партий, вновь в большом числе вошедших в законодательный орган.
Одной из главных политических тем предвыборной кампании была проблема иммиграции и интеграции. В стране, где более 10% населения составляют иностранцы, множатся настроения ксенофобии. Не исключено, что поражение Партии труда отчасти вызвано тем, что социал-демократы критиковали ужесточение иммиграционной политики и обещали в случае прихода к власти дать гражданство тысячам нелегалов.
И наоборот, серьезный успех одержала новая Партия за свободу, возглавляемая популистом Геертом Вилдерсом. Она впервые вошла в парламент, получив сразу 9 мандатов. Причем ее пропаганда целиком концентрировалась на критике ислама и требованиях ужесточения политики в отношении иностранцев. Со стороны правящих партий за жесткий подход ратовала прежде всего представляющая НПСД министр иммиграции и по вопросам интеграции Рита Вердонк. Она обещала запретить после выборов появление мусульманок на улицах в парандже или платке. А премьер Балкененде был согласен с тем, чтобы требовать от иммигрантов определенных условий, включая знание государственного языка.