Невиданный всплеск эмоций в новейшей истории польской дипломатии: Варшава призвала Европейский союз ввести санкции против России. С таким предложением выступили премьер-министр Польши Ярослав Качиньский и его брат президент Лех Качиньский. По их мнению, европейское эмбарго должно стать ответом на ограничения на импорт польской сельскохозяйственной продукции, введенные РФ год назад. Последний раз идея применения санкций в отношении Москвы выдвигалась в ЕС в разгар чеченской войны в 2000 году. Однако была отвергнута как нереальная.
Заявления Качиньских последовали после того, как Польша заблокировала в понедельник мандат Евросоюза на переговоры с Россией о новом базовом договоре РФ–ЕС, который должен прийти на смену истекающему через год Соглашению о партнерстве и сотрудничестве.
Варшава требует, чтобы Москва не только отменила ограничения на импорт мясной и растительной продукции, но и ратифицировала Европейскую энергетическую хартию и подписала Транзитный протокол к ней.
В Москве с недоумением восприняли демарш Варшавы и назвали неприемлемыми попытки Польши придать разногласиям с Россией европейский уровень.
«У Российской Федерации есть немало вопросов к отдельным государствам – членам ЕС, которые мы стремимся решать в соответствующих двусторонних форматах. И это не мешает нам развивать тесное сотрудничество с Европейским союзом в целом», – говорится в заявлении МИД РФ.
Вопрос о доступе в Россию некоторых видов польской мясной и растительной продукции является предметом переговоров экспертов двух стран, разъясняют на Смоленской-Сенной, подчеркивая, что здесь нет никакой политической подоплеки, как это пытаются представить в Польше.
«В отношении польской продукции есть документальные подтверждения случаев многочисленных нарушений российского ветеринарного законодательства, а также положений меморандумов между Европейским сообществом и Российской Федерацией по ветеринарным сертификатам на животных и животноводческую продукцию и относительно фитосанитарной сертификации растений и продуктов растительного происхождения. Эти нарушения признаны самой польской стороной, однако их причины до сих пор не устранены», – сообщает МИД РФ.
Что касается Энергетической хартии, то дипломаты говорят, что еще при ее подписании «Россией был высказан ряд озабоченностей, которые остаются неурегулированными из-за позиции ЕС». Например, не решается проблема торговли ядерными материалами, сохраняется нечеткость режима защиты инвестиций, остаются открытыми вопросы по Протоколу о транзите.
В Москве убеждены, что в диалоге с Евросоюзом о формате будущих отношений «следует сосредоточиться на стратегических вещах и не превращать его в заложника узко специфических интересов отдельных стран». Здесь надеются, что на предстоящем в Хельсинки саммите Россия–ЕС в конце ноября будет принято решение о запуске переговоров о новом соглашении.
В последние недели Качиньские неоднократно выступали с резкими заявлениями в адрес России. Некоторые наблюдатели связывают это с осложнившейся внутриполитической ситуацией в стране. На прошедших в минувшие выходные местных выборах правящая партия, которую и представляют братья-близнецы, потерпела поражение. Резкие внешнеполитические выпады призваны подкрепить их позиции.
Вовлекая европейцев в свои споры с Москвой, Варшава надеется, что на Россию будет оказано давление и она пойдет на отмену санкций, из-за которых польская экономика уже понесла ощутимые потери. Однако давления не избежать и самой Варшаве, пытающейся придать себе веса на европейской арене за счет разногласий с Россией.