Пока очередной проект резолюции Совета Безопасности ООН по ядерной программе Ирана пребывает в «порочном круге» доработки, в небе над Исламской Республикой появились баллистические ракеты. В рамках начавшихся вчера военных учений «Великий Пророк» иранские вооруженные силы осуществили успешное испытание усовершенствованной версии своей ракеты «Шахаб-3», способной поражать цель на расстоянии свыше 1000 км.
Решение Тегерана вновь «продемонстрировать мощь иранского народа» наблюдатели связывают с двумя основными обстоятельствами. С одной стороны, уверенность в себе стране придает несогласованность в СБ ООН: Москва официально заявила, что не допустит принятия резолюции, подразумевающей введение неадекватно жестких санкций в отношении Исламской Республики. С другой – «Великий Пророк» является сигналом в адрес США, которые ввиду отсутствия подвижек в СБ ООН усиливают давление на Тегеран иными методами.
Дискуссии «шестерки» задействованных в урегулировании кризиса вокруг ядерного досье Ирана стран (РФ, США, КНР, Великобритания, Франция и Германия), похоже, снова затянутся. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил: «Мы договаривались о том, что любые меры, которые мы будем предпринимать в СБ ООН, должны быть соразмерны реальной угрозе, которая существует для режима нераспространения». Однако представленный Лондоном, Парижем и Берлином проект резолюции, по словам министра, «выходит далеко за рамки этих договоренностей».
Европейцы предложили, чтобы санкции не распространялись на АЭС в Бушере, надеясь заручиться поддержкой Москвы. Однако, как сообщил «НГ» дипломатический источник, в тексте проекта резолюции четко не прописаны гарантии неприкосновенности Бушера. Кроме того, Россия не согласна с изоляцией иранских переговорщиков от внешнего мира. В документе предусмотрен запрет на выезд из страны иранских официальных лиц, связанных с ядерной программой. А по мнению Москвы, иного решения, кроме переговорного, проблема иранской ядерной программы не имеет.
США, в свою очередь, полагают, что под санкции должны подпадать все ядерные объекты Ирана, а возможность исключения Бушерской АЭС согласны рассмотреть только в обмен на ее техническую документацию (см. «НГ» от 01.11. 06).
Понимая, что наказать Иран, продолжающий наращивать свои мощности по обогащению урана, через СБ ООН в ближайшее время не удастся, Вашингтон увеличивает давление на страну, демонстрируя военную силу у ее рубежей, а также обвиняя Тегеран в поддержке международного терроризма. На этой неделе в Персидском заливе состоялись учения в рамках американской Инициативы по безопасности в борьбе с распространением ОМУ (см. «НГ» от 31.10.06). А в минувшую среду Белый дом обвинил Тегеран (и Дамаск) вместе с радикальной организацией «Хезболлах» в подготовке переворота в Ливане.
Правда, наблюдатели сомневаются в том, что последнее соответствует действительности. «Подобные заявления – очередная попытка оказать политическое давление на Иран, Сирию и «Хезболлах». В дестабилизации положения в Ливане сейчас никто не заинтересован. А устроить переворот в условиях присутствия многотысячного иностранного контингента едва ли возможно», – заявил «НГ» доктор политических наук Американского университета в Бейруте Карим Макдиси.