В субботу в Москву прибывает госсекретарь США Кондолиза Райс, после визитов в Японию, Республику Корея и КНР. Одна из главных целей этой поездки – добиться единого с США толкования этими странами резолюции СБ ООН, принятой в связи с северокорейским ядерным испытанием, а главное, ее максимально жесткого выполнения.
Между тем главный смысл принятия этого документа заключался не в том, чтобы побольнее ужалить КНДР, а в том, чтобы не допустить эскалации кризиса и возобновить переговорный процесс с целью претворения в жизнь всеми участниками принципов урегулирования ядерной проблемы в Корее, зафиксированных в Совместном заявлении от 19 сентября 2005 года.
Многие специалисты, в том числе в самих США, высказывают мнение, что этого не удастся сделать без прямого американо-северокорейского диалога. К такому диалогу сразу после ядерного испытания КНДР призвал даже весьма осторожный генсек ООН Кофи Аннан.
Президент США Джордж Буш и сама Кондолиза Райс заявляют, что не видят смысла в таком диалоге. Главная причина отказа якобы состоит в том, что США вели такой диалог в 90-е годы и подписали Рамочные договоренности (РД), а северокорейцы в дальнейшем их обманули, начав подпольную программу обогащения урана.
Возможно это и так, но доказательств наличия у КНДР такой программы США никому, даже ближайшим союзникам, не предъявили. Зато абсолютно точно известно другое: США с самого начала не собирались соблюдать РД и так и не выполнили до конца ни одного его пункта, за исключением зачастую нерегулярных поставок мазута, к тому же нередко приобретавшегося на деньги союзников. Именно поэтому ни Буш, ни Райс предпочитают не говорить о том, прошли ли США свою часть пути навстречу КНДР?
США фактически не начали строить АЭС, хотя в письме президента США Билла Клинтона северокорейскому лидеру Ким Чен Иру американцы обещали сделать это в одиночку, если созданный для этого международный консорциум КЕДО не решит эту задачу. Причина в том, что в США рассчитывали на крах режима (РД были подписаны через три месяца после смерти Ким Ир Сена).
В Вашингтоне замалчивают, что РД, помимо нераспространенческих статей, содержат ряд политических обязательств США перед КНДР: предоставить «официальные гарантии» того, что США не применят против нее ядерное оружие и не будут угрожать его применением, двигаться к «полной нормализации политических и экономических отношений». Ни первого, ни второго не произошло. Напротив, администрация Буша включила КНДР в ось зла и 20 месяцев отказывалась вести с ней какие-либо переговоры.
И, наконец, разве США, включив в 2002 году КНДР в список семи стран – возможных объектов для американских превентивных ядерных ударов, не нарушили дух и букву ряда международных соглашений, составляющих в комплексе с ДНЯО то, что принято называть режимом нераспространения и прежде всего обязательство ядерных государств не угрожать применением этого оружия неядерным странам?
Если северокорейцы и приобрели у Пакистана (кстати, американского союзника) несколько центрифуг для обогащения урана, то особого военного значения эта сделка не имела. Как признают сами американские специалисты, для наработки его в количестве, необходимом для ядерных зарядов, потребовались бы тысячи центрифуг и огромный расход электроэнергии, которой в КНДР не хватает. Видимо, убедившись к 2003 году, что обещанный американцами легководный реактор не будет построен, и предвидя новый торг, Пхеньян стал запасаться теми козырями, которые казались ему подходящими.
Список американских нарушений как двусторонних соглашений с КНДР, так и международных обязательств весьма внушителен. Так что отказываться от двустороннего диалога с КНДР у США нет ни морального, ни юридического права.