Россия сможет выполнить контракт по строительству АЭС в Бушере, даже если Совет Безопасности ООН решит наказать Иран за несогласие приостановить свою ядерную программу. В обмен на то, чтобы Москва, обладающая в Совбезе правом вето, не блокировала соответствующую резолюцию, в проект документа внесено указание на то, что санкции не распространяются на Бушер. Об этом вчера сообщило агентство Рейтер.
Авторы резолюции – Великобритания, Франция и Германия – надеются, что благодаря этой уступке мировые державы достигнут консенсуса и документ будет принят уже в ближайшее время. Дипломаты в Нью-Йорке не исключают, что это может произойти до конца месяца. В течение ближайших двух недель параллельно с дискуссиями в СБ ООН вокруг самого текста резолюции в США будут идти и консультации на экспертном уровне. По данным «НГ», в эти дни в Соединенных Штатах находятся ряд ведущих специалистов по нераспространению ядерных технологий, в том числе и из МИД РФ, которые обсуждают не только испытания, проводимые КНДР, но и развитие ситуации вокруг Ирана. Иранское досье также значится среди ведущих тем переговоров, которые госсекретарь США Кондолиза Райс проведет в конце этой недели в Москве.
Одна из задач российских экспертов убедить своих коллег, прежде всего американских, в том, что АЭС в Бушере не представляет какой-либо опасности. При этом проблема здесь связана не столько с какими-либо техническими вопросами – Москва гарантирует полный вывоз ядерного топлива после его отработки, – сколько с человеческим фактором. По словам американских источников, опасения связаны с возможностью утечки технологий.
Решение оставить Бушер за Россией наблюдатели оценивают главным образом как удачный политический ход. По словам директора Московского центра Карнеги Роуз Гюттемюллер, являющейся одним из ведущих специалистов в области нераспространения, для российских властей этот проект – «святое», поэтому с учетом предоставляемых Москвой гарантий идея оставить его за рамками санкций должна способствовать достижению консенсуса.
Другие специалисты указывают на то, что данный шаг сохранит российско-иранский канал для дальнейшего поиска дипломатического выхода из кризиса. Он также оставляет за Совбезом возможность для ужесточения санкций. Некоторые аналитики надеются, что принятие резолюции по Ирану даст Москве политическое оправдание, чтобы в дальнейшем самостоятельно отказаться от бушерского проекта.
«Иммунитет» АЭС в Бушере, однако, может оказаться недостаточным условием для того, чтобы Россия согласилась на введение против Ирана санкций. Американская администрация ведет с Москвой переговоры по соглашению о сотрудничестве в области ядерных технологий, которое могло бы открыть перед Россией такие возможности, которые с лихвой покроют убытки от потери иранского контракта. «Но русским надо и то, и другое сразу», – цитирует одного из дипломатов агентство Рейтер.
Следует напомнить также о недавнем заявлении постоянного представителя РФ в ООН Виталия Чуркина, который намекнул, что о поддержке резолюции по Ирану не может быть и речи, пока США не снимут свои санкции с российских предприятий «Рособоронэкспорт» и «Сухой». Формальным основанием для этого стало нарушение этими компаниями закона США шестилетней давности «О нераспространении в отношении Ирана». И хотя замглавы МИД РФ Сергей Кисляк заявил вчера, что иранское досье и эти санкции – «два самостоятельных серьезных вопроса» и как минимум косвенное отношение друг к другу они имеют.