В центральной и восточной частях Старого Света в последнее время происходит нечто трудно совместимое с представлениями о демократии и нормальном развитии. Новичков Североатлантического блока и Евросоюза раздирают внутриполитические конфликты. В ряде стран шатаются правительства. Активизировались националистические и праворадикальные партии. Проявляются и острые межгосударственные противоречия.
Вот уже четыре месяца Чехия неуправляема в буквальном смысле этого слова. Не просуществовав и месяца, только что ушел в отставку кабинет лидера Гражданской демократической партии Мирека Тополанека. В парламенте стопроцентный пат. Скорее всего страна не обойдется без досрочных выборов.
Аналогичная ситуация в Польше. Открытая семейственность в управлении государством, при которой Лех Качиньский является его главой, а другой брат-близнец Ярослав Качиньский – премьер-министром, привела к кризису. Его усугубила разоблаченная покупка их партией оппозиционных депутатов Сейма. Сильная оппозиция требует отставки правительства, самороспуска парламента и проведения новых выборов. Так, вероятно, и произойдет, если братьям Качиньским не удастся в ближайшие дни сколотить новую коалицию, которая однако не отличалась бы прочностью.
В Венгрии правительство социалиста Ференца Дюрчаня, по его собственному признанию, ради победы на выборах сознательно скрывало от избирателей плохое состояние бюджета и экономики страны. В итоге – крупнейшее поражение на коммунальных выборах, массовые демонстрации с требованием отставки правительства.
В Словакии после июньских выборов социал-демократы Роберта Фико пошли на коалицию с праворадикальной Словацкой национальной партией Яна Слоты, выступающей против венгерского меньшинства. Это привело к обострению межэтнического конфликта между двумя странами НАТО и ЕС. Будапешт обвиняет Словакию в преследованиях венгерского меньшинства, и наоборот. Ситуация настолько неудобоварима, что на днях социал-демократическая фракция Европарламента предприняла карательные меры в отношении партии Фико, исключив ее на 10 месяцев из своих рядов.
Наконец, Болгария и Румыния, вступающие с начала нового года и в Евросоюз, тоже не являют собой пример благополучия. Как отмечают многие наблюдатели, они попросту не созрели для ЕС. Вот что пишет в этой связи немецкая «Вельт»: «Продажные судьи и политики там по-прежнему на виду, всевластные преступные синдикаты творят свои бесчинства, а инстанции, отвечающие за распределение зарубежной помощи, функционируют из рук вон плохо».
Корни кризиса в государствах Центральной и Восточной Европы, несомненно, многоплановы. В нем отражаются как национальные особенности состояния политических и экономических дел, а также настроений в той или иной стране, так и общие для всех черты. Едва ли можно говорить об обновлении общества и демократии, если налицо открытый обман избирателей, торговля правительственными постами, коррупция. Вступление в ЕС нигде не привело к быстрому решению сложных экономических и социальных проблем. Это оказалось иллюзией. В свою очередь, участие в НАТО привело к отправке солдат в Ирак, а некоторые страны вынудило к увеличению военных расходов, что ведет к увеличению внутриполитического напряжения.
С другой стороны, сказывается стратегия Запада на скорейшее вовлечение государств Центральной и Восточной Европы в свои военные и экономические структуры. Многие реформы, проводимые в этих странах, были, по существу, продиктованы извне в качестве условия вступления в ЕС и НАТО. Они осуществлялись «под гребенку», без учета исторического пути и национальных особенностей. Последствия проявляются сейчас в значительном недовольстве политикой ЕС, в росте национализма и экстремизма, политическом расколе общества.
Понятно, что назад пути нет. Однако сейчас очевидно, что экспорт стабильности путем «расширения» не оправдал себя. Наоборот, стабильность в этой части Европы становится острым дефицитом.