Послы США и России в ООН Джон Болтон и Виталий Чуркин нашли общий язык по Северной Корее.
Фото Reuters
Заседание Совета Безопасности Организации Объединенных Наций в минувшую субботу стало примером редкого в истории этой оргинизации единодушия.
Голосами всех пятнадцати участников была принята резолюция, содержащая перечень санкций в отношении Северной Кореи в связи с проведенным КНДР ядерным испытанием. Единство Совета Безопасности базируется на общей оценке действий официального Пхеньяна как очевидного нарушения режима нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ).
По стопам Хрущева
Согласно резолюции СБ № 1718, действия Пхеньяна представляют собой «явную угрозу международному миру и безопасности». Совет Безопасности требует, чтобы КНДР не производила новых ядерных испытаний или запусков баллистических ракет и «полностью отказалась от всего ядерного оружия и существующих ядерных программ». В резолюции специально оговаривается, что она не может быть исполнена военными средствами.
Резолюция объявляет запрет на продажу в КНДР ядерных и ракетных технологий, ракет и тяжелого оружия и военной техники: кораблей, танков, самолетов и вертолетов.
Совет призвал государства-члены принять совместные меры, включая досмотр грузов, отправляемых в КНДР или из нее, – на предмет выявления наличия ядерного, химического или биологического оружия, средств его доставки и относящихся к нему материалов.
Совет потребовал от КНДР прекратить экспорт всех перечисленных наименований, а от государств – членов ООН – заморозить фонды, другие финансовые активы и экономические ресурсы, задействованные в реализации таких программ КНДР.
Совет Безопасности призвал КНДР незамедлительно и без каких-либо предварительных условий вернуться за стол шестисторонних переговоров по северокорейской ядерной проблеме.
Введен запрет на зарубежные поездки лиц, работающих в ядерной и ракетной программах Пхеньяна. Кроме того, запрещена продажа в Северную Корею предметов роскоши (как мера по ущемлению верхушки режима).
Для дальнейших действий международного сообщества, направленных на прекращение ракетно-ядерной программы КНДР, требуется новая резолюция ООН.
Первым на принятие резолюции прореагировало самое заинтересованное из приглашенных на заседание лиц – постоянный представитель КНДР в ООН Пак Киль Ен. Он с ходу обвинил Совбез ООН в двойных стандартах, назвав резолюцию «актом, подобным бандитизму». Северокорейский дипломат покинул зал заседаний, попутно пригрозив Вашингтону: если американцы продолжат оказывать давление на КНДР, то Пхеньян будет рассматривать эти действия как объявление войны и примет соответствующие «контрмеры».
Показательно, что один из первых откликов на проведенное голосование поступил из США. Президент США Джордж Буш приветствовал принятие резолюции. По его словам, единодушие СБ в ее одобрении свидетельствует о сплоченности всего мира в противостоянии северокорейским планам в области ядерного оружия.
В действительности, как отмечают в большинстве дипломатические эксперты, принятая резолюция носит компромиссный характер. Ее выработка проходила в условиях весьма острой борьбы прежде всего среди постоянных членов ООН. При этом западные страны, прежде всего США, выступали за более жесткие действия против КНДР, в то время как Россия и Китай старались не допустить перерастания кризиса в вооруженный конфликт на их границах. Четкая ссылка в тексте резолюции, что она не предусматривает военного решения проблемы, расценивается как главная уступка западных партнеров Москве и Пекину.
Не без споров прошло и согласование других санкций. В частности, по сообщениям из Нью-Йорка, американцам пришлось убрать из текста полный запрет на продажу обычного оружия, ограничившись эмбарго на тяжелые вооружения.
О крайне сильном эмоциональном накале в зале заседаний свидетельствует обмен репликами между российским и американским послами непосредственно в ходе обсуждения резолюции. Посол США в ООН Джон Болтон, указав на опустевшее место представителя КНДР, сравнил его уход с поведением импульсивного советского лидера Никиты Хрущева, стучавшего по столу в зале заседаний Генеральной ассамблеи снятым с ноги ботинком. Постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин немедленно попросил слова и потребовал, чтобы американский коллега воздерживался от «неуместных исторических параллелей». (Оба дипломата известны как заядлые полемисты.)
Показательна оценка, которую дал резолюции бывший помощник министра обороны США в администрации Клинтона Дерек Митчелл. «На самом деле для США военный вариант нереален, и отказаться от пункта о праве на применение силы было не так важно, как продемонстрировать Северной Корее единство Совета Безопасности в этом вопросе», – сказал американский эксперт.
Впрочем, при всем проявленном единстве стороны сохранили свои подходы в трактовке текста резолюции. Так, посол КНР в ООН Ван Гуанъя напомнил, что его страна имеет оговорки по поводу решения об инспекциях судов, следующих в КНДР и из нее. В свою очередь, Виталий Чуркин высказался за прекращение действия санкций по мере выполнения Пхеньяном требований Совета Безопасности. Что касается Джона Болтона, то он высказался за дополнительное введение индивидуальными странами своих санкций в отношении КНДР.
Известно также, что госсекретарь США Кондолиза Райс планирует на следующей неделе посетить некоторые страны Азии, чтобы обсудить вопрос выполнения резолюции СБ. При этом, как сообщают американские СМИ, она будет делать упор на необходимость того, чтобы отдельные страны, прежде всего Южная Корея, в дополнение к резолюции ООН ввели индивидуальные санкции против Северной Кореи наподобие тех, что приняла Япония.
На Дальнем Востоке все спокойно
Оперативный дежурный по штабу Дальневосточного военного округа старший офицер на вопрос о возможных мероприятиях в войсках ДВО в отношении испытаний ядерного оружия Северной Кореей ответил «НГ», что на этот счет никаких указаний не отдавалось. Все части и соединения российского военного округа, который непосредственно граничит с КНДР, занимаются повседневной деятельностью. Однако подполковник заметил, что в случае непредвиденных ситуаций, каких – он не указал, для ликвидации возможных последствий попадания на нашу территорию радиоактивного облака или обломков иностранных ракет для локализации последствий имеется специальная отдельная воинская часть защиты от оружия массового поражения и химических отравляющих веществ. Разведчики химики и дозиметристы в обычном плановом режиме берут пробы воздуха, почвы, воды и проводят соответствующие анализы. Никаких отклонений от нормы не выявлено.
Так же никаких мер усиления специально не принимается и в отдельном Краснознаменном объединении ВВС и ПВО, штаб которого расположен в Хабаровске. Оперативный дежурный рассказал о том, что в этой армии радиотехнические, зенитно-ракетные, авиационные войска частью сил и средств несут в обычном режиме боевое дежурство по охране воздушных рубежей Дальнего Востока. На командный пункт поступает информация в реальном масштабе времени с российской системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), с собственных дежурных радиолокационных станций объединения. Если со стороны какого-либо государства в сторону российской границы полетит ракета, тем более баллистическая, то немедленно в воздух будут подняты истребители – перехватчики ПВО с ракетами «воздух–воздух», а с земли такая цель наверняка будет уничтожена зенитными ракетными системами С-200 или С-300ПМ.