В Совете Безопасности ООН сегодня продолжатся консультации по вопросу о санкциях в отношении КНДР. В них принимают участие представители стран постоянных членов СБ (Россия, США, Великобритания, КНР, Франция), а также Япония. На фоне дискуссий прошел слух – позднее опровергнутый – о том, что Пхеньян произвел еще один ядерный взрыв. В то же время некоторые эксперты по-прежнему считают, что и первый взрыв в понедельник, возможно, был «ненастоящим».
Эксперты дают неоднозначные оценки проведенного испытания. Обнаружилось, что Министерство обороны РФ было первым, кто подтвердил факт ядерного испытания в КНДР. И единственным, кто был в этом так уверен. Российские военные эксперты дали сравнительно высокую оценку мощности взрыва – от 15 до 5 килотонн ТНТ.
Западные специалисты в своих оценках постепенно «сползли» с килотонных до эквивалента 500 и даже 200 тонн. В любом случае, ныне они говорят о «субкилотонном» взрыве. Речь идет либо о специально созданном маломощном заряде (что вообще было бы техническим достижением, но маловероятно), либо о неполноценном взрыве или даже имитации взрыва с помощью обычной взрывчатки. В итоге американские разведслужбы решили, что это было все же ядерное испытание, но «не очень успешное».
Один из «сомневающихся» – пресс-секретарь Белого дома Тони Сноу. Он считает, что северокорейцы вряд ли могли создать ядерный заряд за два года, прошедших со времени отъезда из КНДР инспекторов МАГАТЭ. В то же время, как считает госсекретарь США Кондолиза Райс, официального уведомления Пхеньяна о проведенном испытании достаточно, чтобы считать, что Северная Корея уже переступила «опасную черту».
Американская дипломатия находится в центре усилий по подбору пакета мер по наказанию Пхеньяна. Вашингтон предложил членам СБ перечень из 13 пунктов. Среди них важнейшими являются запрет на экспорт в КНДР оружия и военной техники (в дополнение к уже введенному эмбарго на экспорт ракетных технологий), блокирование зарубежных поездок руководящих лиц режима и их родственников, осуществление досмотра морских и воздушных судов, направляющихся в КНДР и из нее. Последнее в экспертной среде считается наиболее серьезной мерой, способной привести к многочисленным инцидентам.
Среди участников консультаций есть сторонники еще более жестких мер. Так, Япония предлагает «заморозить» все средства КНДР за рубежом. В то же время, по оценкам иностранных СМИ, Россия и Китай, согласившиеся пойти на осуждение действий Пхеньяна и усиление нажима на него, высказываются за «осмотрительность» в шагах международного сообщества. Важнейшим моментом в позиции обеих стран является недопущение каких-либо силовых акций против КНДР и даже создания юридической базы для этого в форме ссылки на предусматривающую такие акции главу 7 Устава ООН.
На данный момент Пхеньян прореагировал на эти дискуссии предостережением, что принятие против него всеобъемлющих акций «равносильно объявлению войны». По сообщению южнокорейского агентства Ренхап, высокопоставленный представитель КНДР выразил надежду на то, что вопрос будет урегулирован до того, как Северной Корее придется «произвести ракетно-ядерный пуск». Иными словами, он пригрозил сторонникам санкций ракетно-ядерным оружием.