В Сербии во всю развернулась подготовка к проведению 28 и 29 октября общенародного референдума по новой Конституции страны. Ее проект был одобрен единогласно парламентом страны в конце сентября.
Необходимость переработки Основного закона Сербии не вызывает сомнений. Действующая Конституция была принята при Слободане Милошевиче и скроена по его меркам. Вопрос ее переработки стал еще более актуальным после отделения Черногории от Сербии. Ныне требуется иное определение полномочий президента страны, ее премьера и кабинета министров, не говоря уже о новом юридическом регламентировании таких сфер государственной деятельности, как внешние сношения и оборона. Между тем вплоть до самого недавнего времени никакой особой торопливости в этом деле никто не проявлял. В чем же причина внезапно возникшей конституционной спешки?
Объяснение кроется уже в вводном положении новой Конституции. Там говорится, что граждане Сербии принимают ее «исходя из государственных традиций сербского народа...» и, в частности, «...из того, что край Косово и Метохия является составной частью территории Сербии, обладает статусом существенной автономии в рамках суверенного сербского государства и что из такого статуса Косово и Метохии вытекает конституционная обязанность всех государственных органов представлять и охранять государственные интересы Сербии в Косово и Метохии как в сфере внутренних, так и внешних политических сношений».
Срочное принятие новой Конституции с таким положением о Косово стало козырем в большой политической игре сербского премьера Воислава Коштуницы, однако не столько с Западом и косовскими албанцами, сколько с внутриполитическими соперниками.
Не секрет, что вплоть до недавнего времени все опросы общественного мнения свидетельствовали о том, что на первых же выборах неминуем приход к власти ультранационалистической Сербской радикальной партии Воислава Шешеля либо самостоятельно, либо в коалиции с созданной Милошевичем Сербской социалистической партией. Положение стало быстро меняться уже со времени начала Коштуницей на Западе так называемого «дипломатического наступления» с целью сохранения Косово в составе Сербии.
Ныне же, предложив внести в новую Конституцию положение о Косово, он заставил единодушно поддержать ее окончательный проект практически всех – и радикалов, и социалистов, и главных своих соперников из демократического лагеря – депутатов возглавляемой президентом Сербии Борисом Тадичем Демократической партии. Наконец, этим шагом Коштуница обеспечил себе перед избирателями алиби даже на случай признания международным сообществом косовской независимости. В этой связи, к слову, некоторые наблюдатели не исключают и того, что Коштуница сделал его по совету Запада именно для того, чтобы «повязать» враждующий демократический блок и предотвратить приход к власти ультранационалистов.
Встает, однако, вопрос, в какую цену обойдется очередная косовская игра Сербии и ее гражданам. В этой связи некоторые специалисты по конституционному праву сразу же указали, что внесение в вводную часть новой Конституции положения о Косово может сделать ее, мягко говоря, недолговечной, ибо судьба Косово решается не в Белграде.
Никто из сербских политиков не рискует даже заикнуться о том, необходимо ли Сербии сохранение Косово, ибо это стало бы политическим самоубийством. Но отдельные обозреватели указывают на последствия восстановления полного суверенитета Сербии над краем. Так, в случае участия косовских албанцев в выборах в качестве полноправных граждан они, с учетом их численности, практически решающим образом определят большинство в парламенте. В придачу Сербия получила бы проблему огромной косовской безработицы и организованной преступности.
Как и раньше, многие сербы возлагают свои упования на Россию, которая, тем не менее, играет в косовском вопросе двусмысленную роль. На днях в Белград по приглашению премьера Коштуницы приезжал Никита Михалков, которому, по слухам, предназначается специальная миссия по лоббированию сербских интересов. В интервью одной из белградских газет он заявил, что Косово для него является центром православия и его защита представляет собой защиту не только государственной целостности (Сербии), но и будущего православия и панславизма в целом. По словам Михалкова, Балканы, а тем самым и Косово, являются ключом к Европе. Почти одновременно российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Москва согласится только с таким решением, которое будет отвечать интересам как косовских сербов, так и косовских албанцев. С учетом того, что такое решение недостижимо, сербы, судя по всему, в очередной раз зря надеются на Москву.
Белград