Скандал вокруг выступления Папы Римского Бенедикта XVI не спешит сходить на нет. Во всяком случае, после захвата Хаканом Экинджи «Боинга-737» наблюдатели поставили под сомнение безопасность визита Папы в Турцию в конце ноября текущего года.
Постепенно терявшая актуальность тема «регенсбургской лекции», во время которой Понтифик процитировал антиисламское высказывание византийского императора, вновь всплыла на поверхность. Далеко не весь исламский мир «простил» Папу.
После того как 25 сентября Бенедикт XVI принял в своей летней резиденции Кастель-Гандольфо послов исламских стран и представителей мусульманской общины Италии, казалось, что по меньшей мере дипломатический пожар удастся потушить. Но уже на следующий день министры иностранных дел стран – членов Организации Исламская Конференция (ОИК) призвали Папу «взять назад» произнесенные в Университете Регенсбурга слова, «принести извинения» и продемонстрировать «правильное отношение христианства к вопросам ислама». Ранее на встрече с постоянным наблюдателем от Ватикана при ООН архиепископом Челестино Мильоре генсек ОИК Экмеледдин Ихсаноглу заявил, что «регенсбургская лекция» – это ни много ни мало «провал полувекового диалога между исламским миром и Ватиканом».
Турецкие власти, ссылаясь на «светский и демократический характер государства», не стали отменять намеченный на 28–30 ноября визит Понтифика и даже заверили Ватикан в том, что безопасности Папы ничто не угрожает. Но критические стрелы в адрес Папы с берегов Босфора продолжают лететь. Глава управления по делам религии Турции Али Бардакоглу, например, считает, что Ватикану неплохо бы отказаться от объяснительной формулы «нас неправильно поняли!». Использование этой формулы, как полагает Бардакоглу, близко к обвинению людей в «слепоте» и неспособности адекватно воспринимать поступающую информацию.
Впрочем, в Турции Бенедикта XVI, конечно, ждут. Вероятно, рассчитывая на то, что принципиальная позиция турецких властей на фоне разгорающегося скандала и их приверженность принципам межрелигиозного диалога смягчат сердце «железного Бенедикта», скептически оценивающего перспективу вступления Турции в ЕС. В то же время турецкие католики утверждают, что ситуация с межрелигиозным диалогом в стране далека от идеальной. И виноват в этом вовсе не Папа Римский с его «неуместным» цитированием византийских источников XIV века.
Напротив, в ситуации вокруг «регенсбургской лекции» апостольский викарий Анатолии епископ Луиджи Падовезе видит положительные стороны: в конце ноября турецкие мусульмане будут слушать прибывшего в страну Понтифика с предельным вниманием и сосредоточенностью и «наконец-то услышат голос Католической Церкви». Как заявил католическому информагентству «Zenit» Падовезе, католическая община в Турции – «община безголосая», лишенная (в отличие от протестантских деноминаций) своих радиостанций и телеканалов, а зачастую и «возможности адекватно реагировать на дезинформацию в турецких СМИ и быть услышанной». Говорить о диалоге в этой ситуации весьма затруднительно.
Межрелигиозный диалог, по словам Падовезе, тормозят «неприятие мусульманами иного, отличного от их собственного, видения реальности» (любопытно, что некоторые исламские деятели именно в этом обвиняют Католическую Церковь) и «невозможность найти общее поле для богословских дискуссий». «В настоящее время, – утверждает епископ, – мы всего лишь собираем друг о друге информацию, пытаемся «узнать» друг друга». Кроме того конструктивному диалогу препятствует отсутствие иерархии в исламе, зависимость дискуссий от мнения конкретного богослова.
Последнее замечание весьма актуально в ситуации с бесконечными попытками Бенедикта XVI «объясниться» с мусульманами. В исламском мире нет «самого главного лидера», с которым можно было бы сесть за стол переговоров, достичь компромисса, после чего заявить: «Мы помирились, а все, кто с этим не согласен, – маргиналы!» Когда речь идет о конфликте, сам термин «исламский мир» превращается в некое упрощение и обобщение. Если объяснениями удовлетворены, скажем, богословы Каирского университета, то это не означает, что их принимают в пакистанском Международном исламском университете. Консенсус с Всемирной мусульманской лигой не означает автоматически консенсуса с ОИК.
После встречи в Кастель-Гандольфо иракский писатель Юнис Тауфик, проживающий в Италии, с удовлетворением отметил, что Бенедикт XVI пожал руку каждому из гостей. Судя по всему, в отношениях с исламским миром Ватикану придется и впредь придерживаться «адресного», индивидуального подхода. Процесс нормализации отношений при этом займет много времени, потому как мусульманских организаций, лидеров и духовных авторитетов немало. И у каждого из них «своя правда».