Президенты Южной Кореи и США готовы усилить нажим на Северную Корею.
Фото Reuters
Совет Безопасности ООН проводит срочные закрытые консультации по поводу намерения Пхеньяна провести испытания ядерного оружия. Если не считать произнесенных членами Совбеза слов осуждения этих планов, то консультации пока не дали результата.
Согласно разъяснению агентства ЦТАК, испытания, без конкретной даты их проведения, планируются в ответ на «американскую угрозу ядерной войны» и экономические санкции.
Практически все участники шестисторонних переговоров по корейской ядерной проблеме и другие влиятельные страны осудили планы Пхеньяна. «Непростительными» назвали их в Токио и «провокационными» – в Вашингтоне.
МИД КНР призвал Пхеньян вести себя «спокойно и сдержанно», а МИД России выразил «глубокую озабоченность». Подобный шаг, как говорится в заявлении Москвы, никак не сделает Корейский полуостров безъядерным.
И все же в России не исключают, что это всего-навсего угроза. «Мы не в первый раз слышим, что КНДР вроде бы сообщила, что скоро будут испытания ракет или ядерного устройства. В подавляющем большинстве случаев эти сообщения не подтверждаются», – заявил министр иностранных дел Сергей Лавров на пресс-конференции в Москве.
«Мы вместе с другими участниками шестисторонних переговоров последовательно работаем с Пхеньяном в пользу проявления сдержанности и недопущения резких шагов», – сообщил министр. И заодно высказался в пользу полезности «прямого диалога» между Вашингтоном и Пхеньяном.
В целом, как отмечают эксперты, сохраняется прежняя нюансировка позиций: Россия и Китай делают главный упор на продолжение шестисторонних переговоров как основной формат решения ядерной проблемы КНДР, а США, Япония и Франция – за меры против Пхеньяна с позиций Совета Безопасности.
По сообщениям из Вашингтона, американские разведслужбы пока не видят непосредственной подготовки в КНДР к ядерным испытаниям, хотя две недели назад они отметили непонятную активность в районе предполагаемого главного испытательного полигона.
Вместе с тем, по данным «Нью-Йорк таймс», американские эксперты не исключают, что объявление Пхеньяна преследует политические цели. Северокорейцы, считают они, хотят заставить Вашингтон отменить уже введенные санкции и согласиться на прямые переговоры с ними.
По словам бывшего сотрудника Совета национальной безопасности США Майкла Грина, «Северная Корея согласится отсрочить испытания лишь за правильную цену». Однако, по его мнению, вряд ли она сможет добиться этого.
В Вашингтоне считают практически неизбежным, что КНДР рано или поздно проведет ядерные испытания. И это в каком-то роде прояснит ситуацию и позволит добиться подвижек в позициях России, Китая и Южной Кореи.
Оказывается, президент США Джордж Буш и президент Южной Кореи Но Му Хен обсуждали в прошлом месяце такую перспективу. При этом Но Му Хен пообещал, что если испытания состоятся, Сеул откажется от своего курса на экономическое сотрудничество с Пхеньяном.
Российский эксперт, руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин объясняет заявления северокорейских властей их недовольством итогами шестистороннего переговорного процесса. Всего год назад участники переговоров в Пекине выступили с обнадеживающим совместным заявлением о принципах урегулирования ситуации, однако развития оно так и не получило.
Как отмечает эксперт, если Тегерану предложен целый пакет «пряников» в обмен на отказ от полного топливного цикла, то Пхеньян натолкнулся на санкции. Вашингтон пытается заблокировать все внешнеторговые и экономические связи КНДР с расчетом на крах режима.
Эксперт видит явные различия в подходах Сеула и Вашингтона. Они проявляются, в частности, в стремлении южнокорейских властей продолжить реализацию наиболее перспективного проекта межкорейского экономического сотрудничества – Кэсонской промышленной зоны. Сеул терпеливо добивается продолжения межкорейского диалога и на других направлениях.
По мнению Жебина, Москва далеко не утратила своего влияния по корейской проблеме, как это иной раз можно слышать. При этом, как отмечает эксперт, российская сторона последовательно выступает против увлечения санкциями и попыток создания новых форматов переговоров без участия КНДР.