В субботу в Париже пройдет встреча президентов России, Франции и Германии. Впервые в нем принимает участие канцлер ФРГ Ангела Меркель. Особое внимание три лидера уделят ситуации вокруг Ирана. В интервью «НГ» Гернот Эрлер, государственный министр МИД ФРГ, рассказывает о саммите, а также комментирует вопросы российско-германского сотрудничества.
– Господин государственный министр, в субботу в Париже состоится франко-русско-германская встреча на высшем уровне. Чего ожидают в Берлине от этого саммита?
– В центре таких саммитов обычно стоит международная ситуация. Я исхожу из того, что на встрече в Париже разговор среди прочего пойдет о положении на Ближнем Востоке, а также об Иране. Россия играет ключевую роль при решении многих международных проблем. И я полагаю, что от тесного согласования с Россией все могут только выиграть.
– «Большая коалиция» пришла к власти в ФРГ почти год назад. Что изменилось за это время в российско-германских отношениях?
– «Стратегическое партнерство» с Россией оказалось прочной основой наших отношений. Мы ведем вполне открытый диалог на многих уровнях. «Вступительные» визиты министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера в декабре 2005 года, федерального канцлера Ангелы Меркель в январе этого года, а также очень успешные межправительственные консультации в апреле в Томске еще раз ясно подчеркнули: мы хотим продолжать и развивать стратегическое партнерство с Россией во всех областях. Как в двусторонних отношениях, так и рамках ЕС Россия стала для нас важным, во многих случаях незаменимым партнером. Развитие и углубление наших отношений относится к приоритетных немецким интересам.
– В начале октября состоится визит президента России в Германию. Каких импульсов можно ожидать от очередного саммита Путин–Меркель?
– Федеральный канцлер Меркель пригласила президента Путина в Дрезден по случаю 6-го Петербургского диалога. Конечно, этот визит послужит обмену мнениями по актуальным международным и двусторонним вопросам. Но одновременно он покажет, что партнерство между немцами и россиянами не ограничивается контактами между правительствами или экономикой, а охватывает все общество обеих стран и особенно молодежь.
Существенной опорой нашего партнерства являются, разумеется, экономические отношения. Для нашей экономической кооперации, а также для российского экономического развития в долгосрочном плане важно предпринимательское сотрудничество. Мы хотим дальнейшего развития двусторонних экономических отношений и торговли и создания надежного энергетического партнерства. Мы очень заинтересованы в дальнейшем улучшении рамочных условий для экономической деятельности и инвестиций в России, в участии немецких предприятий в российских проектах, особенно в стратегических областях. В лице российско-германской Стратегической рабочей группы по экономическим и финансовым вопросам мы обрели важный инструмент для совместного решения проблем. Еще одним важным направлением является область культуры, образования и научных исследований.
– Германия готовится к председательству в ЕС. Не могли бы вы пояснить, какие цели ставит в этой связи политика ФРГ?
– В январе 2007 года к Германии на шесть месяцев перейдет председательство в ЕС. Мы хотим использовать это время и, продолжая усилия нынешнего финского председателя ЕС, внести вклад в укрепление стратегического партнерства между ЕС и Россией. Мы ставим целью развитие взаимодействия между ЕС и РФ, используя хорошие двусторонние российско-германские отношения и в тесном сотрудничестве и согласии со всеми другими государствами сообщества. Мы стремимся к конкретному прогрессу во всех четырех европейских пространствах.
Важной темой немецкого председательства станут переговоры о новом соглашении о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией, которое должно определить правовые рамки отношений обоих партнеров.
– Сообщалось, что федеральное правительство стремится к новой политике в отношении Кавказского региона. Предусматривается ли поддержка вступления Грузии в НАТО?
– Здесь следует тщательно разделить два вопроса. Сначала – что касается Европейского союза. В июле 2004 года государства Южного Кавказа были включены (и Германия активно выступала за это) в круг стран так называемой европейской политики соседства. Эта политика направлена на стабилизацию в прилегающих к ЕС регионах. С ее помощью мы хотим содействовать там экономическому, общественному и политическому развитию. Это происходит в форме планов действий, которые ЕС вырабатывает вместе со странами региона. Мы надеемся, что планы действий для трех кавказских государств будут приняты вместе с партнерами на Южном Кавказе уже в ближайшие недели. Во время нашего председательства их реализация будет занимать центральное место в политике ЕС в регионе Южного Кавказа.
Европейская политика соседства не может и не хочет подменять существующие форматы урегулирования конфликтов в этом регионе. Она может лишь параллельно сопровождать эти усилия и помогать созданию более позитивной среды для возможных решений. Однако наш призыв сделать все для деэскалации ситуации как внутри, так и вокруг так называемых замороженных конфликтов обращен ко всем сопричастным сторонам.
Теперь о грузинском желании вступить в НАТО. Североатлантический союз не изменил своей политики в вопросах расширения: дверь в НАТО в принципе остается открытой. НАТО на этой неделе договорилась о начале «усиленного диалога» с Грузией. После так называемой революции роз Грузия добилась прогресса в реформах, однако многое еще предстоит сделать. Столь же важным будет решение региональных конфликтов вокруг Абхазии и Южной Осетии мирными средствами и на основе территориальной целостности Грузии. Но из «усиленного диалога» не вытекает автоматическое подключение Грузии к Плану действий по подготовке к членству в НАТО или тем паче скорого вступления в НАТО.