Немецкий Фонд Маршалла опубликовал новое исследование «Трансатлантические тенденции-2006». Этот опрос, который ежегодно проводится в европейских странах НАТО и в США, считается важнейшим барометром общественных настроений по обе стороны Атлантики. Итоги нынешней проверки ожидались с особым интересом, поскольку межправительственные отношения США и стран Европы, пострадавшие из-за американо-британского вторжения в Ирак, постепенно нормализуются, возвращается союзническое взаимодействие.
Однако итоги опроса показали, что этот процесс в политических верхах не отразился на общественном восприятии трансатлантической ситуации. Исследование подтверждает, что большинство населения Европы скептически относится к ведущей роли США в международной политике. Острие критики направлено в адрес президента Джорджа Буша, с внешней политикой которого соглашаются только 18% европейцев. Одновременно теперь уже очевидное большинство участников опроса в европейских странах открыто высказываются за эмансипацию от Вашингтона – независимую внешнюю политику ЕС.
Тенденция, впрочем, взаимная. Среди американцев, как выявил опрос, растет желание «не связываться с Европой», хотя наиболее весомая группа населения – 45% все еще предпочитает тесные трансатлантические связи. Но в целом, резюмирует директор берлинского бюро Фонда Маршалла Канстанция Штельценмюллер, «фаза отношений попечителя и подопечного между США и Европой завершилась». «Сегодня они стали прагматичными, трезвыми и сконцентрированными на деловое сотрудничество».
В Европе год от года снижается и поддержка НАТО. В 2002 году Фонд Маршалла выявил 69% сторонников блока, а в нынешнем 55%. Особенно заметно симпатии к НАТО сократились в Германии, Италии, Польше и Турции, которые, отмечается в исследовании, «традиционно рассматриваются в качестве твердых сторонников НАТО». А в США, чрезвычайно нуждающихся сейчас в союзниках, эта поддержка, наоборот, выросла за то же время с 56 до 61%.
Разумеется, полной «разлуки» в трансатлантических отношениях не предвидится: ни Европа, ни мир в целом не могут обойтись без США. Более того, если иметь в виду оценку проблем и вызовов, то европейские и американские взгляды во многом совпадают. К примеру, исследование Фонда Маршала показало, что 66% европейцев и 79% американцев считают международный терроризм «особенно серьезной угрозой». По обе стороны Атлантики преобладает и восприятие иранской ядерной программы как потенциальной угрозы всеобщему миру, которую необходимо предотвратить. Причем большинство граждан как в Европе, так и в США делают ставку именно на дипломатическое урегулирование этой проблемы, а за военное решение в Америке ратуют не более 15% опрошенных, а в Европе и того меньше – 5%!
При таком совпадении взглядов получается, что безотчетного антиамериканизма в просвещенной Европе нет. И даже в арабском мире, как отмечает американская журналистка Сара Гоуч, живущая в Каире, люди «испытывают гнев к Америке, но не лично к американцам, а к американскому правительству и его политике». Можно не сомневаться, что последняя станет предметом острой критики и на открывающейся в Гаване конференции полузабытого Движения неприсоединения, 3000 делегатов которой, в том числе 50 глав государств и правительств, представляют 116 стран.
Все это не может не отражаться на трансатлантических отношениях. Признание президентом Бушем существования тюрем ЦРУ в странах Европы увеличило в последние дни напряженность между Вашингтоном и рядом европейских союзников по НАТО. Канцлер Ангела Меркель высказала осторожную критику в американский адрес. Европейский парламент и Совет Европы, каждый по своей линии, выясняют местонахождение упомянутых тюрем.
Даже Высокий представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности и бывший генсек НАТО Хавьер Солана, которого никак не заподозришь в отсутствии симпатий к Вашингтону, говорит сегодня так: «США могут быть важной державой, даже супердержавой. Но число и свойство проблем, которые ныне стоят перед нами, не допускают их решения одной-единственной державой. Поэтому нам нужен мультилатерализм, многополярный мир». Но в этом принципиальном вопросе официальная Америка и Европа оказываются по разные стороны стола. Не говоря уже о большинстве гражданского общества в Европе, как это документирует исследование Фонда Маршалла.