Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сегодня прибывает в Нью-Йорк. Он выступит с речью в ходе общей дискуссии на пленарном заседании Генассамблеи ООН. Кроме того, у Лаврова плотный график встреч – как многосторонних, так и двусторонних. По словам российских дипломатов, не исключено, что министра, как и в предыдущие годы, примет президент США Джордж Буш.
Первой из встреч завтра станет совместный деловой обед глав внешнеполитических ведомств «шестерки» – группы, непосредственно занимающейся иранской ядерной проблемой. Это пять стран – постоянных членов Совета Безопасности ООН (Россия, Великобритания, КНР, США, Франция), а также Германия. На следующий день будет заседать «ближневосточный квартет» (Россия, США, Евросоюз, ООН).
Названные рандеву посвящены двум проблемам, которые станут основными в работе политиков и дипломатов, собравшихся в Нью-Йорке, – ближневосточной и иранской. Российскую позицию по ним Лавров озвучил еще до вылета из Москвы. Он заявил, в частности, что без урегулирования всех аспектов ближневосточного конфликта невозможен устойчивый долгосрочный мир в этом регионе. По существу, это призыв следовать «Дорожной карте» урегулирования палестино-израильской проблемы. Лавров заявил также, что Россия не разделяет односторонних силовых методов США. В этом случае он отверг тактику Вашингтона, прибегающего к угрозам в адрес Тегерана.
Своя программа по этим вопросам у американской администрации. Известно, что президент Буш в речи на заседании Генассамблеи завтра будет делать упор на необходимости «продвижения дела свободы» как главном средстве борьбы с терроризмом и своего рода отмычке к решению всех проблем, в том числе ближневосточной. Что касается Ирана, то Буш намерен призвать международное сообщество «усилить давление» на Тегеран в порядке противодействия используемой им «тактики проволочек».
Буш и Райс назначили в Нью-Йорке встречи с главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом, чтобы отговорить его от создания правительства национального единства, пока экстремистское движение ХАМАС не согласится на признание Израиля. Пойдет ли Буш на личную встречу с прибывшим в Нью-Йорк президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом? По словам Буша, это исключено. «Я дал ясно понять иранскому режиму, что мы сядем с иранцами за стол переговоров, когда они остановят свою программу обогащения, и это будет поддаваться проверке», – заявил американский президент. Осуждению иранской «тактики проволочек» будут посвящены и предстоящие двусторонние встречи Буша, в том числе его беседа во вторник с президентом Франции Жаком Шираком.
В работе 61-й сессии ГА ООН сравнительно большое место будут занимать вопросы деятельности самой организации. Это, в частности, тема реформы ООН – как в вопросах улучшения управления ее аппаратом, на чем настаивает Вашингтон, так и перестройка ее структуры. Прежде всего речь идет о требованиях реорганизации и расширения Совета Безопасности ООН. С одной стороны, в состав СБ просятся такие влиятельные страны, как Индия, Бразилия, Германия и Япония. С другой – Италия, Пакистан и другие считают, что если СБ подлежит расширению, то лишь путем увеличения числа стран, не обладающих правом вето. А среди постоянных членов СБ не видно готовности увеличивать ядро важнейшего органа ООН, наделенного правом решать вопросы войны и мира.
Наконец, в центре обсуждения оказался вопрос о кандидатуре нового генсека ООН, так как мандат нынешнего генсека Кофи Аннана заканчивается 31 декабря текущего года. Пока ни один кандидат не назван официально. Однако неофициально называют 5–6 имен. Новейший кандидат на пост генсека – президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга. В субботу она официально заявила о своей готовности добиваться поста генсека, подчеркнув, что это будет «очередным шагом на пути к женскому равноправию». Похоже, однако, что в кругах ООН пока не готовы совершить этот шаг. Там чаще всего высказывается мнение, что на этот раз должен быть избран представитель Азиатского региона, причем в «списке записавшихся» только одни мужчины.