Кризис вокруг ядерной программы Ирана выходит на новый виток. На фоне переговоров иранской делегации с представителями Евросоюза в Вене Вашингтон сигнализировал о некотором смягчении своей позиции. В то же время США предупреждают, что, если дискуссии в Австрии не дадут результатов, Вашингтон будет настаивать на принятии Советом Безопасности ООН санкций против Исламской Республики.
Вчера госсекретарь США Кондолиза Райс намекнула журналистам, что США могли бы перестать добиваться санкций через СБ ООН. Однако для этого Ирану необходимо приостановить всю ядерную деятельность по крайней мере на два месяца. «Это должна быть реальная приостановка», – подчеркнула Райс. После этого шага иранцев, который они должны сделать первыми, США готовы совместно с европейцами обсуждать с Тегераном дальнейшую судьбу его ядерной программы, а также развитие торговых и экономических отношений с международным сообществом. Впрочем, оговорилась Райс, пока Иран четко не заявил, что готов приостановить обогащение до начала переговоров. Именно этого от него потребовали шесть ведущих держав (РФ, США, Великобритания, Франция, Китай и Германия), предлагая иранцам взамен пакет экономических стимулов, которые и должны стать темой формальных переговоров.
Предписание приостановить обогащение с целью выявления истинного характера иранской программы содержалось и в резолюции СБ ООН от 31 июля, которую Иран проигнорировал. Напомним, документ предполагает, что в отношении Ирана теперь могут быть рассмотрены санкции. «Очень скоро настанет время голосовать по новой резолюции», – сказала в понедельник Райс.
Сдвиг в американской позиции адресован прежде всего России и Китаю. Москва и Пекин, имеющие важные экономические интересы в Исламской Республике, наиболее активно ратуют за выход из кризиса путем переговоров. Таким образом Вашингтон демонстрирует готовность сесть за один стол с иранцами. Впрочем, отмечает «Нью-Йорк таймс», заявление Райс отражает также суровую реальность: в отношении Ирана остался лишь небольшой выбор средств.
Наблюдатели считают, что СБ ООН может договориться лишь о мягких санкциях (запрет на экспорт в Иран материалов и оборудования для использования в ядерной сфере, визовые ограничения для иранских лидеров, а также препятствование в доступе Тегерана к глобальным финансовым рынкам). Однако на самую действенную меру – нефтяное эмбарго, – похоже, не готов пойти ни один из членов СБ ООН. Поэтому все пытаются использовать малейшую возможность договориться с иранцами.
Как сообщает Рейтер, уже завтра Высокий представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьер Солана и секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани могут продолжить переговоры. Пожелавший остаться неизвестным дипломат заявил агентству, что Иран готов приостановить обогащение урана на период переговоров с «шестеркой». А это может занять два-три месяца. Однако, отметил дипломат, стороны до сих пор не договорились, что включает в себя термин «приостановка».
Между тем, сообщает Франс Пресс, в обмен на приостановку обогащения Лариджани представил Солане длинный список требований. В частности, Тегеран потребовал от международного сообщества прекратить рассмотрение его досье в СБ ООН, отказаться от идеи введения против него санкций и предоставить Ирану право на производство ядерного топлива на своей территории.