Вслед за генсеком ООН Кофи Аннаном, объявившим о скором снятии израильской блокады с Ливана и освобождении пленных, на Ближний Восток отправляется министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. 7 и 8 сентября глава российской дипломатии посетит Ливан, Сирию, Израиль и палестинские территории.
Этим визитом, предпринятым с годовалым перерывом, Москва пытается продемонстрировать свое «неослабевающее внимание к стратегически важному региону в целях установления всеобъемлющего, прочного и справедливого мирного урегулирования». Последнее в представлении наших дипломатов означает «мир в обмен на территории». Москва исходит из необходимости урегулирования на всех трех треках: ливано-израильском, сирийско-израильском и палестино-израильском.
В центре внимания Лаврова на сегодняшних переговорах в Бейруте – ситуация вокруг Ливана в контексте реализации резолюции 1701 СБ ООН. Этот документ формально положил конец военному противостоянию Израиля с экстремистской группировкой «Хезболлах». Особый акцент Москва делает на необходимости соблюдения прекращения огня.
На встречах с президентом Ливана Эмилем Лахудом, премьер-министром Фуадом ас-Синьорой, спикером парламента Набихом Берри и главой МИД Фаузи Саллухом Лавров обсудит вопросы, связанные с миротворческой операцией на юге Ливана, размещением там ливанской армии и усиленного контингента ООН. В повестке также проблема отвода израильских войск за «голубую линию».
Лаврову предстоит понять нужды ливанского правительства в вопросах послевоенного восстановления инфраструктуры. Москва заявляет, что готова оказать помощь по линии инженерно-саперных подразделений с возможным привлечением структур МЧС. При этом на Смоленской–Сенной не считают это вкладом РФ в миротворческую операцию ООН.
Накануне Лавров сделал ряд важных заявлений, которые могут быть положительно восприняты в Ливане, но натолкнуться на неприятие в Израиле. Так, Лавров поддержал позицию Фуада ас-Синьоры, согласно которой выполнение резолюции СБ ООН возможно лишь в тесном сотрудничестве с «Хезболлах». При этом Лавров не упоминал о необходимости разоружения группировки, как того требует Израиль, называющий «Хезболлах» террористической организацией.
Другое заявление Лаврова касается споров вокруг «второй резолюции СБ ООН по Ливану». Москва не видит необходимости в принятии нового документа, считая достаточной августовскую резолюцию 1701. США и Израиль, настаивающие на принятии новой резолюции, хотели бы более четко прописать в ней присутствие миротворцев на сирийско-ливанской границе. Лавров хоть и считает эту границу важной с точки зрения недопустимости вмешательства во внутренние дела Ливана и пресечения незаконных поставок оружия, нужды в присутствии там миротворцев пока не видит. Такова позиция и ливанских властей.
Обращают на себя внимание слова Лаврова о новой конференции по ближневосточному урегулированию, к проведению которой призвала Лига арабских государств. «Созыв заседания СБ ООН на уровне министров, на котором можно было бы дать зеленый свет процессу подготовки и проведению новой всеобъемлющей конференции, считаю вполне оправданным, и мы будем стараться реализовать это предложение», – сказал министр в интервью «Российской газете».
Напомним, что в 2005 году Москва уже выступала с инициативой проведения ближневосточной конференции на российской территории, однако это предложение было отвергнуто Израилем и США. Инициатива под соусом ЛАГ не выглядит приемлемой для них и сегодня. Но в любом случае этот вопрос мог бы быть обсужден в Нью-Йорке в ходе министерской недели на очередной сессии Генеральной ассамблеи ООН.
Наиболее напряженные дискуссии, судя по всему, ожидают Лаврова в Израиле, куда он прибывает с целью подготовки скорого визита в Москву премьер-министра Эхуда Ольмерта. Возможная в эти дни отмена блокады Ливана хоть и не стала бы личной заслугой главы МИД РФ, но упростила бы его передвижение и разрядила атмосферу на переговорах.