Вслед за публичным заявлением директора Национальной разведки США Джона Негропонте о создании специального подразделения для слежения за ситуацией на Кубе и в Венесуэле Томас Шаннон – заместитель государственного секретаря по делам Латинской Америки сообщил о готовности снять блокаду, установленную 44 года назад. Разумеется, при условии осуществления демократических реформ, а именно проведения многопартийных демократических выборов, уважения прав человека, освобождения из тюрем политических заключенных (по неофициальным данным, их число достигает 333 человек).
Подобные предложения уже не раз звучали из уст высокопоставленных американских руководителей. В 2002 году, например, президент Джордж Буш говорил: «Если кубинцы готовы к выработке путей, ведущих к выборам, то совместно с Конгрессом мы попытаемся изыскать возможности для отмены эмбарго». Тогда предложение было отвергнуто. Теперь в контексте меняющейся ситуации оно возобновлено. Более того, это своеобразная реакция на утверждение Рауля Кастро – временно исполняющего обязанности руководителя Кубы – о желании улучшить отношения с США при условии невмешательства во внутренние дела. За взаимным обменом посланиями, несмотря на риторику времен холодной воины, улавливается желание приступить к диалогу.
В правящем классе США имеются влиятельные круги, осознающие ненормальность сложившегося положения. Достаточно вспомнить, что экс-президент Джимми Картер накануне получения Нобелевской премии мира приезжал на Кубу. Много сторонников нормализации и в кубинском истеблишменте. Однако на этом пути стояла несгибаемая воля Фиделя Кастро.
Сегодня в меняющейся ситуации, когда в экспертном сообществе ведутся дискуссии на тему будущего острова, появились надежды на сдвиги в этом вопросе. Как это ни покажется парадоксальным, но упомянутый выше чиновник Госдепартамента не исключает возможности благотворного влияния на кубинское руководство со стороны венесуэльского лидера Уго Чавеса. Он, как известно, водит тесную дружбу с команданте и единственный из зарубежных лидеров навестил его после недавней операции.
Томас Шаннон отметил: «Полагаем, что Венесуэла способна сыграть важную роль». И продолжал: «Было бы печально, если бы в этот исторический для Латинской Америки момент после неимоверных усилий по демократизации континента какое-либо из государств Западного полушария заняло бы сторону авторитарного режима». Эти слова, кстати, могут рассматриваться и как своеобразный реверанс в адрес Чавеса.
Воздействие Венесуэлы на Кубу весьма велико. Благодаря поставкам около 100 тыс. баррелей нефти в день по льготным ценам она продолжает держаться на плаву. Уместно предположить, что проблемы отношений со сверхдержавой обсуждались на трехсторонней встрече у постели больного с участием Рауля Кастро, имевшей место 13 августа. Видимо, не случайно Чавес перед поездкой в Китай еще раз побывал у Фиделя Кастро и провел с ним около двух часов с глазу на глаз.
Венесуэльскому президенту не помешал бы имидж миротворца, учитывая приближающееся непростое голосование по кандидатурам на вакансию в СБ ООН. Сам Чавес признал, что Венесуэле будет нелегко добиться столь желанного места.
Особую заинтересованность в разрядке обстановки вокруг Кубы проявляет Европейский союз. Недавно экс-президент Польши Александр Квасьневский озвучил идею проведения в Гаване международного круглого стола.