Зачем ей столько денег? Зачем 33 миллиона, когда достаточно и десяти? Да и миллиона вполне хватило бы. Ведь ее имя стоит гораздо больше... Американские политологи, которые наперебой спорят о том, пойдет ли Хиллари Клинтон на президентские выборы, пожалуй, даже в расчет не берут вероятность того, что она может проиграть на выборах в Сенат от штата Нью-Йорк.
Формально первая проверка – 12 сентября, на праймериз – первичных выборах, где кандидаты меряются популярностью среди сторонников своей партии. Ее соперник Джонатан Тазини, бывший председатель Национального союза писателей, – из другой весовой категории, сверхлегкой. Она и за соперника его не держит – отказалась от дебатов с ним.
Впрочем, тяжеловесам-демократам в этом избирательном цикле не слишком везет. Чуть больше недели назад в Джорджии проиграла внутрипартийное голосование конгрессмен Синтия Маккини. А в соседнем с Нью-Йорком Коннектикуте ровно за месяц до нью-йоркских праймериз потерпел сенсационное поражение Джозеф Либерман, один из столпов Демократической партии, баллотировавшийся на пост вице-президента в паре с Альбертом Гором в 2000 году. Уступил Либерман новичку, хотя и миллионеру, Неду Ламонту.
Либермана бросился защищать вице-президент Дик Чейни, поняв, что сторонников войны в Ираке не жалуют, несмотря ни на какие заслуги – даже перед партией. А Ламонта спешно пригласила на встречу Хиллари Клинтон. Встретились они в минувшую пятницу, причем в доме Хиллари в Чапаккуа. Миссис Клинтон отрядила в помощь Ламонту Говарда Волфсона, одного из ведущих стратегов ее предвыборной кампании, и подарила пять тысяч долларов из своего фонда.
Самой Хиллари эта встреча нужна была, видимо, для того, чтобы выведать, каким оружием бьют новички опытных политиков. Ведь ситуация в паре Клинтон–Тазини по ряду ключевых позиций отчасти напоминает расклад в Коннектикуте до проведения праймериз. И там, и там опытные кандидаты, действующие сенаторы-демократы, поддерживали вторжение США в Ирак (Клинтон, впрочем, затем скорректировала свою позицию и даже стала призывать к отставке шефа Пентагона Дональда Рамсфелда, но осадок у демократов наверняка остался). В обоих случаях оппоненты критику строили в основном на обвинениях в соглашательстве с республиканцами по иракскому вопросу.
А судя по результатам последних опросов, позиция по вопросу войны в Ираке станет одним из основных факторов при голосовании. Поэтому жене бывшего президента США придется приложить немало усилий, чтобы убедить своих избирателей в том, что она против войны. По крайней мере в том виде, в котором ее ведет республиканская администрация.
У Хиллари Клинтон, похоже, достойных соперников не предвидится. Ни в ноябрьской борьбе с республиканцами за сенатское кресло, ни тем более в споре с однопартийцем сейчас. Но вот выборы президента в 2008 году – это действительно большой вызов для нее. Примет ли она его, зависит во многом от итогов кампании в Конгресс. И от того, насколько будет богатым собранный сейчас урожай. Рейтинг Хиллари выше, чем у любого политика, бьющегося за кресло на Капитолийском холме. Похоже, 33 миллиона, которые она уже собрала, и есть ответ на главный вопрос, т.е., по сути, это начало президентской кампании. Ведь после того как Клинтон станет дважды сенатором, ей вряд ли уже захочется истратить сдачу на издание политических мемуаров.
Нью-Йорк