В отношениях с Китаем Уго Чавес делает особый упор на энергетике и идеологии.
Фото Reuters
Президент Венесуэлы Уго Чавес прибыл с визитом в Китай. Это его четвертая поездка в Поднебесную за семь с половиной лет пребывания у власти. Китай играет особую роль в геостратегическом раскладе команды Чавеса, рассматривающей эту страну как основополагающую конструкцию многополярного мира.
Чавес, который пробудет в Китае до субботы, уже провел переговоры с председателем КНР Ху Цзиньтао и премьером Госсовета Вэнь Цзябао. Президент Венесуэлы сделал особый упор на энергетике: «Китай один из главных мировых потребителей энергии, а Венесуэла – один из главных мировых поставщиков энергии. Они прекрасно дополняют друг друга».
В Пекине подписаны соглашения о строительстве на китайских верфях крупнотоннажных танкеров для транспортировки углеводородного сырья. К концу года намечается увеличение поставок венесуэльской нефти до 150 тыс. баррелей в день. Китай получил право на разработку месторождений нефти в бассейне реки Ориноко. Пока там добывается лишь 2,5% потребляемой нефти. Отсюда особая значимость создания танкерного флота.
Активизируется сотрудничество в области освоения космоса. 90 венесуэльских специалистов проходят ускоренный курс обучения в университете астронавтики. В течение двух лет китайцы планируют запустить спутник, названный в честь борца за независимость Симона Боливара.
Китай превратился в крупнейшего торгово-экономического партнера Венесуэлы за пределами Западного полушария. В 2005 году торговый оборот между двумя странами достиг 2 млрд. 141 млн. долл. В обозримой перспективе намечается довести его до 3 млрд.
Визит Чавеса имеет и ярко выраженную идеологическую направленность. Президент Венесуэлы назвал Китай «примером для лидеров, правительств и экономик Запада, которые пытаются внушить, что единственная альтернатива – это капитализм и неолиберализм». Выступая в Пекинском университете в декабре 2004 года, гость заслужил аплодисменты хозяев, когда заявил о приверженности политике «одного Китая» и необходимости присоединения Тайваня любым путем, даже вооруженным, в случае необходимости. Тогда же Чавес утверждал, что Мао Цзэдун и Симон Боливар подружились бы, если бы знали друг друга. И добавил, что сам он с детства был маоистом.
Одна из главных задач Чавеса в Пекине заключалась в том, чтобы заручиться поддержкой кандидатуры своей страны на место непостоянного члена Совета Безопасности ООН, освобождающееся в конце 2006 года. Конкурент Венесуэлы – Гватемала. Эту кандидатуру активно лоббируют Соединенные Штаты, оказывающие давление на своих южных соседей. Но Венесуэла уже практически располагает благосклонностью группировки Меркосур, в состав которой входят такие крупные страны, как Аргентина и Бразилия. Россия при голосовании выскажется в пользу своего стратегического партнера. Но битва еще не окончена. До голосования в октябре есть время.
Разумеется, визит в Китай не мог не носить антиамериканской окраски. Чавес неоднократно грозился прекратить поставки нефти в США, прозрачно намекая на наличие других потенциальных покупателей, в первую очередь Китая. Эти угрозы стали своеобразным дежурным блюдом венесуэльского лидера. Тем временем торгово-экономические отношения между двумя странами развиваются нормально. Достаточно сказать, что до 40% венесуэльского импорта приходится на Соединенные Штаты.
Нынешнее турне Чавеса предусматривает также посещение Малайзии и Анголы. Напомним, что венесуэльский президент в июле предпринял длительный вояж по ряду европейских и азиатских стран, включая Белоруссию, Россию, Иран, Вьетнам, Катар. По подсчетам наблюдателей, только в 2006 году Чавес находился за пределами родины 2 месяца, побывав в 31 государстве. Всего же за период пребывания на вершине пирамиды власти он полных 365 дней провел за пределами Венесуэлы.