0
731
Газета В мире Интернет-версия

23.08.2006 00:00:00

Четкий сигнал Москве

Селест Уолландер

Об авторе: Селест Уолландер - профессор Школы дипломатической службы Джорджтаунского университета, Вашингтон.

Тэги: сша, сотрудничество


Большинство наблюдателей полагают, что в 2006 г. российско-американские отношения серьезно ухудшились. В ближайшие два года эта тенденция сохранится. Обе страны стоят на пороге президентских кампаний, которые завершатся в 2008 г. Руководство стран, вероятно, будет вынуждено занимать бескомпромиссную позицию по вопросам, затрагивающим интересы друг друга. В США в ходе борьбы за выдвижение кандидатов в президенты республиканцы и демократы скорее будут апеллировать к крайне правым (в Республиканской партии) и к левым (в Демократической), чем к умеренным избирателям.

В американской политике сейчас выгодно наращивать критику «суверенной демократии», продвигаемой российским руководством. По правде сказать, это нельзя назвать демократией ввиду отсутствия в РФ свободных и честных выборов, конкурирующих политических партий, прозрачных судов и гражданского общества, свободного от вмешательства государства.

Американскую общественность также беспокоят отношения РФ с соседями, особенно после вмешательства Москвы в выборы на Украине в 2004 г. и последовавшего российско-украинского противостояния по газу. В США курс власти в области внешних торговых сношений имеет серьезное значение для внутренней региональной, сельскохозяйственной политики, индустрии развлечений и высоких технологий, которым крайне важна защита интеллектуальной собственности. Кандидаты в президенты зарабатывают голоса, занимая позицию, отстаивающую эти американские интересы. Так что тот, кто хочет победить в 2008-м, будет подходить к России жестко.

Противовес попыткам извлечения политических дивидендов из критики России – твердое намерение профессионалов внешней политики сотрудничать с РФ в центральных вопросах обеспечения национальной безопасности США. Это также и интересы американского бизнес-сообщества, желающего инвестировать в Россию. Американцы заинтересованы в кооперации во многих секторах – энергетика, аэрокосмическая сфера, потребительские товары.

К ключевым вопросам безопасности относятся обеспечение сохранности ОМУ и технологий по его производству в России, вовлечение Москвы в глобальные усилия с целью контролировать потоки опасных материалов и чувствительных технологий, сотрудничество спецслужб, в том числе в борьбе с терроризмом. Для РФ лучшая возможность добиться конструктивных отношений с США – активное и успешное сотрудничество по Ирану, КНДР и более широким усилиям по нераспространению, а также проблеме транснационального терроризма.

Госсекретарь Райс демонстрирует, как можно сбалансировать критику Кремля в интересах внутриамериканской политики с потребностью в прагматическом сотрудничестве с РФ, кооперации для поиска решений проблем нераспространения, терроризма, и евразийских геостратегических вопросов.

Если США выводят РФ из Генеральной системы преференций (она допускает беспошлинный экспорт в США продукции из развивающихся стран), причин тому будет две. Во-первых, скажется давление на американское правительство со стороны местных отраслей промышленности, производящих аудио- и видеопродукцию, программное обеспечение и иные товары, входящие в США в ведущую сферу экономики. Их не устраивает подход Москвы к защите интеллектуальной собственности в РФ. Во-вторых, сыграет роль гордое утверждение Москвы на саммите G8, что РФ более не слабая страна, испытывающая серьезные финансовые трудности.

Введение американских санкций против «Рособоронэкспорта» и компании «Сухой» – другое дело. Тут влияют интересы национальной безопасности и торг по Ирану.

Администрация Буша полагает, что следующим шагом в случае невыполнения Ираном резолюции СБ ООН станет введение санкций. Наложение согласно американскому закону о нераспространении в Иране санкций против двух российских компаний, снабжавших и намеревавшихся продолжать снабжение иранского оборонного сектора, это сигнал Вашингтона. На мой взгляд, он четко показывает, что в интересах России (как коммерческих, так и безопасности) найти способ совместно с США и другими членами СБ ООН увеличить давление на Иран. Меры против «Рособоронэкспорта» и «Сухого» свидетельствуют также о желании США действовать в области санкций в одностороннем порядке, и при этом создают стимул для Москвы, чтобы та нашла способ убедить США решать все в рамках многосторонних структур. Ведь американский президент может отменить санкции против российских компаний, если это отвечает интересам безопасности США. А с Ираном как раз тот случай.

Последние действия Вашингтона в торговой сфере – не результат какой-то общей стратегии по наказанию РФ, но результат особой динамики. Это не означает, что Россия должна довольствоваться американской политикой. Но лучшее понимание источников этой динамики поможет выправить отношения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1417
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
896
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
639
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
884

Другие новости