Большинство наблюдателей полагают, что в 2006 г. российско-американские отношения серьезно ухудшились. В ближайшие два года эта тенденция сохранится. Обе страны стоят на пороге президентских кампаний, которые завершатся в 2008 г. Руководство стран, вероятно, будет вынуждено занимать бескомпромиссную позицию по вопросам, затрагивающим интересы друг друга. В США в ходе борьбы за выдвижение кандидатов в президенты республиканцы и демократы скорее будут апеллировать к крайне правым (в Республиканской партии) и к левым (в Демократической), чем к умеренным избирателям.
В американской политике сейчас выгодно наращивать критику «суверенной демократии», продвигаемой российским руководством. По правде сказать, это нельзя назвать демократией ввиду отсутствия в РФ свободных и честных выборов, конкурирующих политических партий, прозрачных судов и гражданского общества, свободного от вмешательства государства.
Американскую общественность также беспокоят отношения РФ с соседями, особенно после вмешательства Москвы в выборы на Украине в 2004 г. и последовавшего российско-украинского противостояния по газу. В США курс власти в области внешних торговых сношений имеет серьезное значение для внутренней региональной, сельскохозяйственной политики, индустрии развлечений и высоких технологий, которым крайне важна защита интеллектуальной собственности. Кандидаты в президенты зарабатывают голоса, занимая позицию, отстаивающую эти американские интересы. Так что тот, кто хочет победить в 2008-м, будет подходить к России жестко.
Противовес попыткам извлечения политических дивидендов из критики России – твердое намерение профессионалов внешней политики сотрудничать с РФ в центральных вопросах обеспечения национальной безопасности США. Это также и интересы американского бизнес-сообщества, желающего инвестировать в Россию. Американцы заинтересованы в кооперации во многих секторах – энергетика, аэрокосмическая сфера, потребительские товары.
К ключевым вопросам безопасности относятся обеспечение сохранности ОМУ и технологий по его производству в России, вовлечение Москвы в глобальные усилия с целью контролировать потоки опасных материалов и чувствительных технологий, сотрудничество спецслужб, в том числе в борьбе с терроризмом. Для РФ лучшая возможность добиться конструктивных отношений с США – активное и успешное сотрудничество по Ирану, КНДР и более широким усилиям по нераспространению, а также проблеме транснационального терроризма.
Госсекретарь Райс демонстрирует, как можно сбалансировать критику Кремля в интересах внутриамериканской политики с потребностью в прагматическом сотрудничестве с РФ, кооперации для поиска решений проблем нераспространения, терроризма, и евразийских геостратегических вопросов.
Если США выводят РФ из Генеральной системы преференций (она допускает беспошлинный экспорт в США продукции из развивающихся стран), причин тому будет две. Во-первых, скажется давление на американское правительство со стороны местных отраслей промышленности, производящих аудио- и видеопродукцию, программное обеспечение и иные товары, входящие в США в ведущую сферу экономики. Их не устраивает подход Москвы к защите интеллектуальной собственности в РФ. Во-вторых, сыграет роль гордое утверждение Москвы на саммите G8, что РФ более не слабая страна, испытывающая серьезные финансовые трудности.
Введение американских санкций против «Рособоронэкспорта» и компании «Сухой» – другое дело. Тут влияют интересы национальной безопасности и торг по Ирану.
Администрация Буша полагает, что следующим шагом в случае невыполнения Ираном резолюции СБ ООН станет введение санкций. Наложение согласно американскому закону о нераспространении в Иране санкций против двух российских компаний, снабжавших и намеревавшихся продолжать снабжение иранского оборонного сектора, это сигнал Вашингтона. На мой взгляд, он четко показывает, что в интересах России (как коммерческих, так и безопасности) найти способ совместно с США и другими членами СБ ООН увеличить давление на Иран. Меры против «Рособоронэкспорта» и «Сухого» свидетельствуют также о желании США действовать в области санкций в одностороннем порядке, и при этом создают стимул для Москвы, чтобы та нашла способ убедить США решать все в рамках многосторонних структур. Ведь американский президент может отменить санкции против российских компаний, если это отвечает интересам безопасности США. А с Ираном как раз тот случай.
Последние действия Вашингтона в торговой сфере – не результат какой-то общей стратегии по наказанию РФ, но результат особой динамики. Это не означает, что Россия должна довольствоваться американской политикой. Но лучшее понимание источников этой динамики поможет выправить отношения.