В эти дни в центре Берлина на Унтер ден Линден проходит выставка под туманным названием «Вынужденные пути – бегство и изгнание в Европе ХХ столетия». Экспозиция, организованная так называемым Союзом изгнанных (СИ), сразу обрела скандальный характер.
По мнению многих, ее устроители во главе с Эрикой Штайнбах, которая является одновременно депутатом бундестага от ХДС, пытаются пересмотреть историю, «разводнить» ответственность нацизма за последствия войны, которые выпали и на долю миллионов немцев. Это вызвало резкую отповедь в Чехии и Польше.
Особенно обострились польско-германские отношения. «Мы имеем дело с очень прискорбным явлением», – заявил премьер-министр Польши Ярослав Качиньский по поводу берлинской выставки. «Мы хотели бы, – сказал он, – чтобы все, что связано с именем фрау Штайнбах, как можно скорее закончилось». Премьер подчеркнул, что необходимо сохранять память о том, «кто был агрессором, а кто жертвой». В свою очередь, предшественник Ярослава Качиньского экс-премьер Казимеж Марцинкевич, исполняющий сейчас обязанности мэра польской столицы, отказался от визита в Берлин. А Исторический музей Варшавы забрал назад свои экспонаты, каким-то образом попавшие во Дворец кронпринца.
Активность немецкого Союза изгнанных не без оснований тревожит поляков. Настораживает уже то, что организаторы выставки отказались включить в число экспонатов польско-германский договор о границе по Одеру и Нейсе. Это не случайный недосмотр, если иметь в виду, что во взглядах СИ на прошлое все еще проявляется влияние тех времен, когда не менее трети его руководящих функционеров имели прямое отношение к нацизму. Люди, близкие к СИ и организовавшие объединение «Прусская опека», затевают перед Европейским судом по правам человека рассмотрение претензий на возвращение недвижимости, утраченной немцами после войны в соседних странах.
Но и без этого в польско-германских отношениях немало острых проблем. В начале августа президент Польши Лех Качиньский заявил, что «Германия диктует Европейскому союзу». Выражая свое недовольство российско-германским партнерством, он напомнил канцлеру ФРГ Ангеле Меркель, что по пути своего последнего визита в Россию она «ни на секунду не остановилась в Варшаве».
Отношения двух стран по-прежнему разделяет вопрос о Северо-Европейском газопроводе. Похоже, в Варшаве отказались от намерения участвовать в проекте. Созданная зимой в этих целях польско-германская рабочая группа последний раз собиралась в Берлине в марте. Вместо этого польская сторона выдвигает идею «энерго-НАТО» с обязательствами взаимной поддержки, которая не может устраивать Германию.
На этом фоне правительство Ангелы Меркель, казалось бы не заинтересованное в спорах с Варшавой, не препятствует выходкам Союза изгнанных. В Берлине заведомо знали, что ничего кроме неприятностей с польским соседом от «Вынужденных путей» ожидать не придется. В итоге выставка Союза изгнанных дала право консервативной коалиции в Варшаве дополнительный повод для нажима на Берлин в интересах собственной игры на поле ЕС и НАТО.