Министерство иностранных дел Японии заявило вчера, что не собирается прекращать безвизовый обмен между жителями севера Хоккайдо и российского острова Сахалин, а также приостанавливать оказание гуманитарной помощи жителям Южных Курил. Представитель японского МИДа также отметил, что программа помощи «способствует разрешению территориальной проблемы» между Россией и Японией. Таким образом официальный Токио ответил на запрос мэра города Нэмуро, требовавшего отмены безвизового режима и прекращения гуманитарной помощи.
Напомним, что причиной этого запроса стал инцидент на российско-японской границе, в результате которого погиб японский рыбак шхуны «Кисин-мару 31», приписанной к порту Нэмуро. Трое рыбаков были задержаны. Российская прокуратура продолжает расследование случившегося.
По сообщению японского агентства «Киодо», трое задержанных рыбаков признали вчера в ходе допроса на острове Кунашир, что их шхуна вошла в территориальные воды России с целью ведения незаконной ловли рыбы. По данным агентства, капитану судна Нобору Сакашите скорее всего будет предъявлено обвинение в нарушении государственной границы и браконьерстве. Двум остальным членам экипажа шхуны, возможно, придется дать показания в суде.
Японское правительство уже направило двух представителей МИДа в Нэмуро для ведения переговоров с российской стороной по поводу передачи тела погибшего рыбака. Российские представители заявили, что собираются передать тело уже сегодня. По словам заместителя генсека кабинета министров Японии Сейджи Судзуки, японские власти «ведут переговоры с российской стороной с целью отправки морского судна на остров Кунашир, чтобы забрать тело погибшего рыбака, рыболовецкую шхуну и оставшихся членов экипажа». Японцы планируют встретиться с тремя членами экипажа «Кисин-мару 31», чтобы заслушать их показания по поводу событий 16 августа.
Обычно в подобных случаях рыбаков отпускают достаточно быстро. Но в данной ситуации браконьеры могут быть задержаны на несколько месяцев, так как, по сообщению японского посольства в Москве, российская сторона рассматривает инцидент как «серьезное преступление».