Президента Уго Чавеса поддерживает свыше половины избирателей.
Фото Reuters
В Венесуэле набирает обороты предвыборная кампания. На сегодня намечена официальная регистрация единого кандидата от оппозиции 53-летнего Мануэля Росалеса, дважды избиравшегося губернатором штата Сулия. Зарегистрировавшегося действующего президента Уго Чавеса поддерживает, судя по опросам, свыше половины избирателей. Однако оппозиция надеется помешать его планам по получению третьего мандата.
Среди важных тем кампании – сотрудничество с Россией в сфере ВТС. В прошлом месяце Чавес заключил в РФ контрактов на 3 млрд. долл. Как они будут выполняться, если Чавес потеряет власть?
Вашингтон поддержит оппозиционера
В ходе регистрации в Национальном избирательном совете в минувшую субботу Чавес назвал своих оппонентов «ставленниками американского империализма». Разумеется, администрация США приложит все усилия для поддержки единого кандидата оппозиции. Для этого у нее есть неплохие возможности. Финансовая подпитка осуществляется прежде всего по каналам неправительственных организаций, посредством выделения грантов на поддержку демократии.
Соединенные Штаты заинтересованы в политических переменах в Венесуэле. В то же время непрекращающаяся политическая конфронтация причудливо сочетается с вполне нормальными экономическими связями. Достаточно сказать, что Венесуэла скрупулезно выполняет свои обязательства по снабжению США нефтью. Однако Белый дом недоволен внешнеполитическими инициативами Чавеса – в частности, его усилиями по нагнетанию антиамериканских настроений на континенте (оказанием моральной и материальной помощи режиму Фиделя Кастро на Кубе, правительству Эво Моралеса в Боливии и левым повстанцам в Колумбии), а также тесными контактами с иранским лидером Махмудом Ахмадинежадом.
Российский фактор
В числе факторов, оказывающих воздействие на внутренние дела, оказалась и Россия. Оппозиция резко критикует главу государства за курс «на милитаризацию», приобретение в избыточном количестве новейших видов вооружений для отражения гипотетической угрозы «северного соседа». В дополнение к ранее закупленным 100 тыс. АК-103 и вертолетам Чавес в ходе недавнего визита в РФ заключил контракты на сумму, превышающую 3 млрд. долларов. Они включают приобретение лицензии на строительство завода по сборке автоматов Калашникова и предприятия по выпуску патронов, покупку 24 самолетов Су-30МК и 53 многоцелевых вертолетов, преимущественно Ми-35М. Предусматривается также сервисное обслуживание поставляемой техники и подготовка специалистов. В Москве речь шла и о заказах на строительство подводных лодок. По возвращении домой президент заявил о намерениях создать национальную систему противовоздушной обороны, которая «прикроет все Карибы» и позволит отслеживать воздушные цели, включая ракеты противника на расстоянии 200 км.
Единый кандидат от оппозиции Мануэль Росалес заявил, что вместо военных самолетов он намерен закупить гражданские. Разумеется, в оппозиционных кругах есть понимание того, что назрела необходимость поэтапной модернизации устаревшей военной техники. Но оппозиция возражает против столь масштабного перевооружения. Как подчеркивал видный в прошлом общественный и политический деятель Теодоро Петков, снявший свою кандидатуру в пользу Росалеса, «на приобретение оружия тратится в 80 раз больше, чем на обеспечение безопасности граждан».
Еще один представитель оппозиции 37-летний лидер партии «Прежде всего справедливость» Хулио Борхес заметил: «На те 3 миллиарда долларов, которые правительство намеревается истратить на российские истребители и вертолеты, можно создать 450 тысяч рабочих мест и построить 18 тысяч квартир».
Оплата контрактов в сфере ВТС будет производиться Венесуэлой по мере их реализации. В случае гипотетического прихода оппозиции к власти достигнутые договоренности с Москвой вряд ли будут подвергнуты тотальной ревизии. Впрочем в российских дипломатических кругах отмечают, что РФ перестраховалась. «Контракты Федеральной службой по ВТС России заключены с венесуэльской государственной корпорацией по закупкам вооружения, а не лично с Чавесом. Это коммерческие контракты, и как любые подобные сделки содержат гарантии, что обязательства сторон будут выполняться», – говорят в Москве.