Фидель Кастро еще может вернуться.
Фото Reuters
Вашингтон активнее других реагирует на известия о недееспособности кубинского лидера Фиделя Кастро. Через двое суток после перехода полномочий главы государства к Раулю Кастро, младшему брату команданте, в Конгрессе США был представлен законопроект, предусматривающий выделение в течение ближайших двух лет 80 млн. долл. на поддержку демократии.
На получение американской помощи могут рассчитывать кубинские диссиденты, представители правозащитных организаций, журналисты, врачи, работники библиотек и даже экономисты. Осуществлять финансирование антикастровских сил предполагается как напрямую, так и через международные структуры. Многие эксперты сходятся во мнении, что после вероятного ухода Фиделя Кастро с политической сцены ключевые роли в определении дальнейшего пути страны будут принадлежать кубинской армии, Венесуэле и США.
Возможные сценарии
Какое будущее ждет остров ортодоксального социализма? На этот вопрос сегодня едва ли можно ответить с уверенностью. Однако наиболее вероятных вариантов не так уж много.
Первый. Фидель Кастро выздоравливает в обозримой перспективе и возвращается к управлению государством. В таком случае ответ напрашивается логически: все остается по-старому.
Второй. Кастро оказывается полностью или частично недееспособным, и тогда его легитимный (согласно действующей Конституции) преемник Рауль Кастро приступает к реальному осуществлению властных полномочий. Мнения на счет его политики расходятся. Одни уверены, что жесткий курс сохранится. Подобной точки зрения, например, придерживается профессор Университета Майами Хайме Сучлики, считающий, что при младшем брате возможны лишь косметические перемены. Другие говорят о серьезных переменах. Среди них – бывший военный, секретарь нелегальной социал-демократической партии Владимиро Рока или специалист ЦРУ Брайан Латель. Последний отмечает, что Рауль, являясь коммунистом-прагматиком, способен сделать экономику открытой при сохранении жесткой руки в политике. Вопрос в том, сумеет ли он утвердиться на постах, которые ему оставит старший брат.
Третий. Перемены при сохранении руководящей роли партии. Внутри нынешнего руководства компартии обозначилось как минимум три течения. Это ортодоксы – сторонники жесткого курса (в их числе министр иностранных дел Фелипе Перес Роке); центристы, выступающие за рыночные реформы, но при сохранении руководящей роли партии; и малочисленные реформисты, добивающиеся радикальных рыночных преобразований и косметических политических реформ при сохранении существующей структуры власти.
Между представителями трех указанных течений может разгореться острая борьба уже в обозримой перспективе. Наиболее оптимальным вариантом политического и экономического транзита Кубы могла бы стать китайская или вьетнамская модель, обеспечившая дозированный переход к открытой рыночной экономике при номинальном сохранении руководящей роли партии.
Четвертый. Вмешательство внешних сил как с целью демонтажа системы, так и с целью ее сохранения.
Кубинская диаспора, обосновавшаяся во Флориде и насчитывающая до 650 тысяч человек, делает ставку на капитализм. Потомки бывших хозяев недвижимости и огромных земельных угодий мечтают вернуться на родину, но их шансы на реванш минимальны. Поколение, выросшее в условиях тотального огосударствления, вряд ли примет реваншистов.
Администрация США во многом ориентируется на диаспору и заявляет о готовности оказывать помощь лишь переходному правительству. Вряд ли нынешний хозяин Белого дома предпримет акцию с высадкой, однако активизация поддержки антикастровских сил уже очевидна.
Профессор Лондонской школы экономики Франсиско Панисса сомневается в возможности осуществления радикальных перемен, инициированных Соединенными Штатами, поскольку далеко не все диссиденты горят желанием следовать в фарватере правительства, созданного эмигрантами в Майами.
Существенное воздействие на ситуацию способна оказать Венесуэла во главе с президентом Уго Чавесом. Две страны стремительно сближаются друг с другом. Венесуэла покрывает основные потребности Кубы в углеводородном сырье, поставляя его по льготным ценам. О степени близости говорит тот факт, что вице-президент Кубы Карлос Лахе как-то изрек, что его страна имеет не одного, а двух президентов, подразумевая и Уго Чавеса. В то же время в оппозиционных кругах Венесуэлы поговаривают о планах создания единого государства под условным названием «ВенКуба» или «Кубасуэла». Исходя из этого, фактор Чавеса может оказаться решающим в поддержке сторонников государственного социализма.
Фактор нефти
Запасы Кубы могут составлять до 9 млрд. баррелей высококачественной нефти. Это обстоятельство способно во многом определить дальнейшую судьбу государства.
В июле 2004 года испанская компания Repsol-YPF вместе с кубинской госкомпанией CUPET обнаружили во Флоридском проливе пять глубоководных полей высококачественной нефти в 20 милях к северо-востоку от Гаваны.
Семь месяцев спустя Геологическая служба США подтвердила результаты георазведки: запасы нефти в северокубинском бассейне могут составлять от 4,6 до 9,3 млрд. баррелей нефти и от 200 до 600 млрд. кубометров газа.
Сейчас переговоры о разработке и добыче месторождений с правительством Кубы ведут компании из Китая и Канады. Подготовку к разработке месторождений рядом с границей США начали испанская Repsol-YPF в партнерстве с индийской Oil and Natural Gas и норвежской Norsk Hydro ASA.
Эксперты считают, что пока у Кубы нет возможностей для того, чтобы стать экспортером нефти: не хватает портовых и перерабатывающих мощностей, нефтехранилищ, но Гавана постепенно приближается к своей цели. Куба заключила с Венесуэлой соглашение на 100 млн. долларов о модернизации нефтяного терминала и НПЗ, оставшихся со времен СССР.