Политика США на Ближнем Востоке вновь расколола Европу. Совещание министров иностранных дел стран ЕС в Брюсселе едва не закончилось провалом. Столкнулись два различных подхода к войне в Ливане. За немедленное прекращение огня и начало переговоров выступили Франция, Швеция, Испания и Греция. А против, ратуя за более размытую формулировку, выступили Великобритания, Германия, Польша и Чехия. Очевиден новый разлом в Европе, только уже не по Ираку, а Ливану.
Ситуации, конечно, разные. Но камень преткновения тот же: политика США. Вернее, их стратегия и тактика применительно к войне в Ливане. Вашингтон целит на ее затягивание, а это не совпадает с преобладающими настроениями в Европе, которые носят антивоенный характер. Зато в политике отдельных европейских держав налицо подвижки. Как известно, Германия вместе с Францией выступала против войны в Ираке. Теперь же позиция Германии и Великобритании, поддержанная Чехией и Польшей, соответствует позиции США – теснейшего союзника Израиля.
По сравнению с временами иракской войны Берлин вошел в «новую Европу» по знаменитой дефиниции Дональда Рамсфелда. Но зато Испанию и Италию можно теперь причислить к Европе «старой».
В последнее время американо-европейские отношения, отравленные военной операцией США в Ираке, казалось, шли на лад. В Вашингтоне всячески подчеркивали, что кризис в трансатлантических отношениях преодолен. Президент Джордж Буш прилетал в Вену на июньский саммит США–ЕС, а в июле, накануне саммита «большой восьмерки», заехал в гости к Ангеле Меркель для укрепления личного контакта с новым лидером Германии.
В продолжение этой линии министр торговли США Карлос Гутьеррес планирует провести в американской столице осенью новую встречу с министрами экономики стран ЕС, надеясь придать таким совещаниям постоянный характер.
К этому объективно подталкивают взаимные торгово-экономические интересы. По оценкам, эта торговля обеспечивает рабочими местами 14 млн. человек. Значительная часть промышленного потенциала стран ЕС существует с участием капитала США. С другой стороны, совокупный ВВП 25 стран ЕС недавно превзошел его объем в США. Сообщество реально стало крупнейшим единым экономическим блоком в мире, который не может не претендовать на активность в международных делах. Это создает для США не только торговые трудности, но и политические проблемы.
В целом, как резюмировал на днях посол США в ЕС Бойден Грей, отношения между Вашингтоном и Евросоюзом «несомненно» улучшились. На его взгляд, Америка и Европа «по большей части» преодолели прошлые разногласия и стремятся сотрудничать в придании стабильности новому иракскому правительству. Однако они, признал американский представитель в Брюсселе, все же сохраняют разные подходы, сообща работая над глобальными проблемами. Разлад среди стран ЕС по проблеме Ближнего Востока может перечеркнуть усилия по сближению двух берегов Атлантики в «постиракский период».