Иран не намерен следовать резолюции СБ ООН по поводу его ядерной программы и пригрозил обострением кризиса на Ближнем Востоке. В понедельник вечером СБ ООН принял резолюцию, в которой потребовал от Тегерана до конца августа приостановить всю деятельность, связанную с обогащением урана. В противном случае Иран рискует столкнуться с дипломатическими и экономическими санкциями. Резолюция СБ ООН номер 1696 была одобрена 14 голосами. 15-я страна – Катар – не поддержала проект, сославшись на конфликт в Ливане.
Тегеран считает, что принятие документа усугубит обстановку на Ближнем Востоке. Еще в воскресенье президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад впервые признал, что ситуация в Ливане и на палестинских территориях влияет на процесс рассмотрения его страной пакета предложений «шестерки». Напомним, что пакет стимулов в области торговли, экономики и мирного атома был согласован шестью державами (РФ, США, Великобритания, Франция, КНР и ФРГ) и передан иранцам в начале июня. Единственным требованием, которое выдвинула «шестерка», была приостановка иранцами ядерной деятельности для выяснения ее истинного характера.
Посол США в СБ ООН Джон Болтон заявил, что «часы для Ирана запущены». До 31 августа глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохамед Эль Барадей проинформирует СБ ООН о ходе выполнения резолюции. Если его оценка будет отрицательной, Совбез должен рассмотреть вопрос о санкциях.
Судя по словам посла России в ООН Виталия Чуркина, к такому повороту событий Москва готова. Дипломаты поясняют, что иранцы своим поведением «разозлили всех», в том числе и сторонников более сбалансированного подхода к их программе – Россию и Китай. Поэтому 12 июля в Париже на встрече глав МИДов «шестерки» удалось достичь понимания, что санкции нельзя исключать.
Вчера госсекретарь США Кондолиза Райс заявила: «Уверена, что если до 31 августа положительного ответа от Ирана не последует, мы сможем договориться по следующей резолюции в рамках 41-й статьи. У нас очень хорошее сотрудничество с РФ и КНР по этому вопросу». Статья 41 главы VII Устава ООН предполагает введение санкций.
Карательные меры – предмет будущих переговоров. Здесь у каждого члена СБ свои интересы. Москва не намерена отказываться от проекта на 800 млн. долл. по строительству АЭС «Бушер», а американцы, как и китайцы, не пойдут на введение нефтяного эмбарго. При нынешних ценах (74,5 долл. за баррель) 3,85 млн. иранских баррелей в день для мирового рынка на вес золота. Дипломаты не исключают, что придется ограничиться запретом на выдачу виз иранским чиновникам.
Представители пяти постоянных членов СБ ООН после принятия резолюции подчеркивали: резолюция призывает Иран к диалогу. Пока реакция из Тегерана была обратной. Посол ИРИ при ООН Джавад Зариф назвал документ незаконным. А глава парламентской комиссии по национальной безопасности Ирана Алаэддин Боруджерди предупредил, что Иран может прекратить сотрудничество с инспекторами МАГАТЭ и выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия.