Махмуд Ахмадинежад и Уго Чавес решили быть «братьями».
Фото Reuters
Уже сегодня Совет Безопасности ООН может принять жесткую резолюцию по Ирану. Текст документа был согласован в минувшую пятницу. Противостояние между Москвой и Вашингтоном из-за содержания и тональности документа, похоже, окончено. Россия четко дала понять, что готова поддержать введение санкций в отношении Ирана, если тот до 31 августа не приостановит свою ядерную деятельность.
Текст документа представители пяти постоянных членов СБ ООН (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай), а также ФРГ согласовывали в течение нескольких недель. Силовые меры в отношении Тегерана пока не предусмотрены, однако проект резолюции предполагает введение дипломатических и экономических санкций, если Иран не выполнит предъявляемые требования. Иранцам необходимо приостановить любую деятельность, связанную с обогащением урана, чтобы Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) смогло окончательно установить, стремится ли Исламская Республика к созданию ядерного оружия.
Последний проект, внесенный Францией, – плод искусных дипломатических усилий. В нем упоминается 41-я статья Главы VII Устава ООН, предполагающая введение санкций. Однако есть и «предохранитель»: чтобы наказать Иран, Совету Безопасности придется принять отдельный документ. Посол США при ООН Джон Болтон назвал резолюцию документом, «обязательным для исполнения». А российский постпред в ООН Виталий Чуркин подтвердил, что при неблагоприятном развитии событий СБ ООН прибегнет к статье 41.
По словам Чуркина, неблагоприятное развитие – это отказ Ирана от пакета предложений, сделанных ему в начале июня шестью ведущими державами (постоянные члены СБ ООН + ФРГ). Напомним, пакет предполагает возможность предоставления торгово-экономических стимулов, а также содействия в освоении мирной энергетики, если иранцы приостановят свою ядерную программу. Согласовать все условия «шестерка» предложила на отдельных переговорах с Ираном. Однако Тегеран до сих пор не отреагировал.
Вчера официальный представитель МИД Ирана Хамид Реза Асефи предупредил, что в случае принятия СБ ООН резолюции Тегеран перестанет рассматривать сделанные ему предложения. По его словам, ситуация на Ближнем Востоке сейчас «критическая», а «те, кто стоит за антииранской резолюцией, следуют в русле политики США, направленной на эскалацию кризиса в регионе». Каким образом резолюция ухудшит ситуацию, Асефи отказался разъяснить.
Между тем Иран возлагает надежды на голос Пекина в СБ ООН. Государственное радио Ирана отметило, что резолюцию может ветировать Китай.
Помимо Китая Иран может «в любой момент и вне зависимости от обстоятельств» рассчитывать на Венесуэлу. Об этом вчера в ходе двухдневного визита в Исламскую Республику заявил венесуэльский президент Уго Чавес. Иранский президент Махмуд Ахмадинежад подчеркнул, что у обеих стран «общие взгляды на международные проблемы».
Чавес и Ахмадинежад публично называли друг друга братьями и упражнялись в антиамериканской риторике. На пути в Тегеран, в Катаре, Чавес сказал, что в будущем Венесуэла сможет поставлять оружие и боеприпасы своим союзникам, а в число последних, как известно, входит и Иран.
Два лидера обсудили также вопросы добычи и реализации нефти и газа (обе страны – в числе ведущих поставщиков энергоресурсов), а также сотрудничество в области инвестиций и кооперацию в научной сфере.
Чавес также встретился с представителями деловых кругов, открыл новое посольство Венесуэлы и получил почетный орден Тегеранского университета.