«Кризис вокруг Ливана уже привел к тяжелым гуманитарным последствиям и подтвердил необходимость повышения эффективности воздействия ООН на международные процессы», – заявил вчера президент РФ Владимир Путин. Слова Путина прозвучали накануне открывающейся сегодня в Риме международной конференции по Ближнему Востоку, в которой примут участие представители России, США, Франции, Великобритании, Италии, Ливана, других государств региона, а также ЕС, ООН и Всемирного банка.Особый акцент на роль ООН, сделанный российским президентом в момент ближневосточного турне госсекретаря США Кондолизы Райс, призван продемонстрировать недовольство Москвы активной поддержкой действий Израиля Соединенными Штатами, а также исключением всемирной организации из процесса принятия решений по новому конфликту.
Операция в Ливане продолжится
Израиль заявил вчера, что продолжит военную операцию в Ливане. Соответствующее обещание дал премьер-министр Эхуд Ольмерт перед началом переговоров с Кондолизой Райс. Госсекретарь США призвала к заключению перемирия, но, по ее словам, нет смысла возвращаться к ситуации, которая существовала до начала конфликта между Израилем и группировкой «Хезболлах».
Премьер-министр Израиля пообещал принять самые жесткие меры против боевиков, обстреливающих северные территории Израиля, а также согласился обеспечить поступление гуманитарной помощи в Ливан.
В качестве условий перемирия Израиль требует расформирования «Хезболлах» и развертывания подразделений ливанской армии на юге страны. Израиль также согласен на размещение в зоне конфликта международных войск из европейских стран.
Примечательно, что ни одна страна пока не выразила готовности направить свои войска в зону конфликта. США уже исключили возможность отправки своих солдат. Франция назвала идею размещения международных сил преждевременной. Великобритания заявляет, что ее силы уже перенапряжены. Германия сообщила, что Берлин в принципе готов предоставить солдат, однако выставил ряд не выполнимых на сегодняшний день условий. НАТО заявила, что не получала запроса на отправку контингента на Ближний Восток.
После переговоров с Ольмертом Кондолиза Райс сразу отбыла в сектор Газа на переговоры с палестинским президентом Махмудом Аббасом. Перед прибытием Райс в Рамаллах у резиденции Аббаса произошли столкновения между силами безопасности и сотнями палестинцев, протестовавших против визита госсекретаря США. Участники акции протеста выкрикивали «Райс, прочь!» и размахивали флагами группировок ХАМАСа, «Исламский джихад» и «Хезболлах».
Израильтяне привыкают к войне
Уже прошло почти две недели с момента начала вооруженного конфликта между Израилем и «Хезболлах». Ракетные обстрелы северных городов Израиля, прежде всего Нагарии и Хайфы, не прекращаются. Израильские военные продолжают наступление в глубь ливанской территории.
«Сегодня у нас тихо, – говорит «НГ» Цви, хозяин закусочной в Хайфе. – Как только начнутся обстрелы, мы спрячемся снова». Большинство магазинов закрыты, и в спокойные дни – нет клиентов. Многие жители Хайфы покинули город. Оставшиеся предпочитают оставаться дома. В городе Нагария, в нескольких десятках километров севернее Хайфы, ситуация более напряженная. Город обстреливается ежедневно, и на улицах не часто можно встретить людей. «Осталась примерно треть населения, – рассказывает «НГ» Хаим, владелец чуть ли не единственной открытой лавочки в городе. – Судите сами, в среднем в день здесь падает около 10 ракет. Это означает, что надо почти безвылазно сидеть в убежище. Кому это понравится?»
Вместе с тем израильтяне быстро привыкают к войне. Многие покинувшие свои дома жители северных городов постепенно начинают возвращаться. «Сколько можно гостить? – говорит Ницца, прожившая 10 дней у друзей в Тель-Авиве. – Дом есть дом, как-нибудь переживем и Насруллу».
Пока израильский тыл приспосабливается к новой обстановке, военная операция «Смена направления» продолжается. Выступая перед журналистами, заместитель начальника генерального штаба армии генерал Моше Каплински так обозначил ее цели: отбросить «Хезболлах» от северной границы и обеспечить безопасность гражданам Израиля; вынудить правительство Ливана взять ответственность за происходящее в Южном Ливане; добиться скорейшего освобождения захваченных боевиками солдат.
Ливан готовится к худшему сценарию
В Бейруте, где в понедельник побывала Кондолиза Райс, настаивают на полном прекращении огня и предлагают лишь после этого начать согласование способов решения конфликта. Таким образом, ливанская позиция радикально отличается от израильской.
После визита Райс напряженность в Ливане только усилилось. Надежда на скорое прекращение боевых действий исчезла. Масштаб кризиса в стране таков, что даже в случае объявления перемирия ситуация существенно не изменится: разрушена как экономическая инфраструктура, так и хрупкая политическая система. Многие опасаются, что после окончания боевых действий начнется очередной виток межконфессионального и межкланового противостояния.
Саудовская Аравия пообещала выделить Ливану 500 млн. долл., однако ущерб от войны уже исчисляется миллиардами.
Пока весь гнев ливанцев направлен против Израиля, они солидарны с сопротивлением. Израильские самолеты уничтожают не только военные, но и гражданские объекты. Под их обстрелами погибли не менее 400 человек. Когда наступит время оценить последствия, не исключено, что гнев населения обернется уже против «Хезболлах» и действующей власти.
Правительство не делает практически ничего, чтобы обеспечить безопасность своих граждан. Государство не дает в этой связи никаких инструкций. По телевидению по-прежнему транслируются всевозможные шоу, развлекательные программы и фильмы. О реальной ситуации в стране сообщается лишь в новостях.
В Ливане люди давно привыкли рассчитывать в большей степени на свою общину, нежели на центральные власти. Та же «Хезболлах» пользуется значительной поддержкой населения, так как в отличие от правительства у нее мощная социальная программа. Своим сторонникам группировка часто оплачивает образование, медицинские расходы, обеспечивает другие насущные нужды.
В Ливане нет места, где можно было бы почувствовать себя в безопасности. На юге страны дефицит продовольствия, питьевой воды, медикаментов. Нет возможности доставить помощь или эвакуировать людей. Въезжая даже в относительно спокойный Бейрут, прежде всего следует оценить обстановку и выбрать оптимальный маршрут, чтобы не оказаться под обстрелом. Столица фактически опустела. Пляжи, улицы с кафе и ресторанами буквально вымерли.
В Бейруте – шопинг-лихорадка. Люди скупают все, что уже в ближайшее время может исчезнуть с прилавков, так как дороги, по которым идут поставки, могут быть разрушены в любой момент. Особой популярностью пользуется продовольствие длительного хранения. Большими партиями скупают консервы, крупы, муку, бобовые, порошковое молоко, а также шоколад и газированные напитки. Несмотря на небывалый ажиотаж, торговцы не стремятся нажиться и удерживают цены в пределах нормы.
Москва-Хайфа–Нагария-Бейрут