Уже решено, как заявила федеральный канцлер Ангела Меркель, что следующая встреча лидеров «восьмерки» состоится под немецким председательством с 6 по 8 июня 2007 года. Местом ее проведения будет известный курортный городок Хайлигендам на балтийском побережье. Недавно там уже ночевал американский президент Джордж Буш. Так что бундесканцлерин и для «восьмерки» остановила свой выбор на восточногерманских местах, считающихся ее «политической родиной».
Скорее всего саммит в Хайлигендаме пройдет в неизменном составе, хотя «реконструкция» G8 стала весьма актуальным вопросом. Западные критики подчеркивают, что этот клуб отдалился от своей первоначальной цели. Ветеран американской дипломатии Генри Киссинджер считает, что «G8 оказалась в руках бюрократов», все важное готовится заранее и превращает событие «в упражнение по пиару». Недавно британский премьер Тони Блэр предложил расширить «восьмерку» до 13 участников, включив в «клуб избранных» еще Китай, Индию, Бразилию, Мексику и ЮАР. Есть и идеи «сужения круга». Например, главный экономист Европейского Центробанка Юрген Штарк предложил, чтобы в этой конструкции были представлены только валютные зоны: США, Европа, Китай и Япония.
Однако, заявила канцлер и хозяйка следующего саммита Меркель, «в настоящее время нет необходимости изменений в G8». По ее словам, и в будущем на эти встречи помимо прямых участников будут приглашаться гости. Но вообще она убеждена, что «восьмерка» имеет уникальный характер, который должен быть сохранен.
По оценкам немецкой прессы, Ангела Меркель успешно справилась со своим дебютом в кругу G8 и сумеет уверенно провести следующий саммит. Но Берлин серьезно заботит выбор главной темы. Многие наиболее злободневные глобальные проблемы уже рассмотрены. Скажем, та же борьба с бедностью, которую немецкая сторона собирается поднять среди других вопросов в Хайлигендаме. Видимо, поэтому акценты предстоящей повестки дня, по словам Меркель, еще не расставлены. Сделать это будет не просто.
Трудно сказать, повезло ли Германии в том, что 2007 год она начнет сразу и председателем «восьмерки», и на первые шесть месяцев председателем Евросоюза. С одной стороны, такой «дубль» возлагает на Берлин соответствующий объем работы. А с другой, это может породить чрезмерные ожидания партнеров по ЕС и НАТО на «прорывную силу» немецкого председательства сразу на двух важнейших направлениях.
Партнеры по ЕС надеются, что Берлин хотя бы сдвинет с места конституционную реформу. Утратив другие опоры в Европе, Джордж Буш соблазняет Ангелу Меркель «партнерством в руководстве», стремясь получить поддержку Берлина в европейских и международных делах, перетянуть Германию на свою сторону в трансатлантических спорах. Это чревато тем, что Берлин может оказаться не столько в двойной роли, сколько между двух стульев.