Доктор Магнус Рансторп – ведущий научный сотрудник Центра исследования асимметричной угрозы при Национальном оборонном колледже Швеции, признанный специалист по «Аль-Каиде», «Хезболлах» и ХАМАСу, комментирует для «НГ» ситуацию на Ближнем Востоке, рассказывает о том, как экстремисты координируют свои действия и что могли бы сделать Израиль и Россия, чтобы парализовать «Хезболлах».
– По некоторым сведениям, США дали Израилю еще неделю, чтобы нанести максимальный урон «Хезболлах». Можно ли за этот ограниченный срок парализовать эту группировку?
– За это время Израилю, если он продолжит действовать так же, как и сейчас, удастся уничтожить часть арсенала «Хезболлах». Израильтянам необходимо перекрыть сирийско-ливанскую границу, поскольку через нее проходят пути доставки оружия. Но для того чтобы действительно парализовать «Хезболлах», придется обезвредить ее лидеров – 40–50 человек, парализовать процесс принятия политических и военных решений. Это дало бы временную передышку.
– Как вы оцениваете нынешнюю стратегию Израиля?
– Израиль не намерен повторно оккупировать Ливан либо менять режим в Сирии. Задача израильтян – вызвать в отношении Бейрута и Дамаска дипломатический штурм, на пике которого окажутся США, но уже после того, как волна насилия пойдет на спад. Стратегия Израиля – нанести такой ущерб «Хезболлах», чтобы ливанское правительство при содействии международного сообщества смогло разоружить группировку.
– Каковы военные возможности «Хезболлах»?
– Сила «Хезболлах» заключается в гибкости, умении проводить небольшие, мобильные операции. Группировка утверждает, что обладает ракетами нового типа, ракетами, радиусом поражения до 200 км. Возможно, «Хезболлах» способна обстрелять Тель-Авив. Обстрелы Хайфы уже имели место, так что красная черта пересечена. «Хезболлах» может воспользоваться теперь и более мощной частью своего арсенала. Такого оружия у них немного. И израильтяне, похоже, пытаются сделать так, чтобы «Хезболлах» продемонстрировала сейчас все свои возможности. Впрочем, это приведет лишь к временному истощению арсенала, который всегда будет пополняться новым оружием.
– Кто стоит за действиями «Хезболлах» в отношении Израиля? Иран, Сирия? «Аль-Каида»?
– «Аль-Каида» тут ни при чем. Ось «Аль-Каида»–«Хезболлах» – это миф. Нельзя отрицать, что здесь приложил руку Иран. Сейчас, согласно моим источникам, в Ливане находятся около ста стражей революции, которые консультируют «Хезболлах». Думаю, что перед захватом израильских солдат прошли консультации и с сирийцами. Все то, что сейчас происходит в Ливане, влияет и на безопасность Сирии. Если говорить, кто стоит за этим кризисом, то вырисовывается ось «Сирия–Иран–«Хезболлах».
– Нынешний конфликт на Ближнем Востоке может разрастись, затронув Иран и Сирию?
– Не думаю, что конфликт расширится. Израиль не заинтересован в смене режима в Сирии. Израильтяне хотят «вымести дом» и укрепить свои позиции. Так что огонь скоро утихнет. Вряд ли Израиль заинтересован сейчас бить и по Ирану. Происходящее, несомненно, отбросит назад арабо-израильское урегулирование. Никакого урегулирования не наступит, пока у ХАМАСа и «Хезболлах» будет оружие.
– ХАМАС и «Хезболлах» координируют свои действия?
– Они координируют свои действия на стратегическом уровне, консультируясь друг с другом через Усаму Хамдана – представителя ХАМАСа в Бейруте, а также через своих лидеров в Сирии. У ХАМАСа и «Хезболлах» – давние связи, в том числе и на материально-техническом уровне. В частности, чертежи ракет ХАМАСу предоставила «Хезболлах». Они согласовывают свои акции во времени, обговаривают порядок действий на случай кризисов.
– Президент Владимир Путин на днях сказал, что Россия предпринимает усилия для освобождения израильских солдат, захваченных «Хезболлах». Каковы шансы России помочь Израилю?
– Россия могла бы оказать давление на Сирию, чтобы свести к минимуму поставки оружия «Хезболлах», поддержать реализацию резолюции СБ ООН №1559. И все же пока Россия не пригрозит «Хезболлах» серьезными последствиями, она вряд ли сдвинет дело с места.