Совет Безопасности ООН безуспешно обсуждает вопрос об отправке миротворцев в зону ливано-израильского конфликта, в то время как число жертв противостояния, длящегося неделю, приблизилось к 300 человек. Израиль не склонен поддерживать идею международного присутствия в зоне конфликта и продолжает наносить удары по Ливану. А группировка «Хезболлах», поддерживаемая Сирией и Ираном, не прекращает ракетный обстрел израильской территории. Ущерб Израиля уже оценивается в сотни миллионов долларов. Ущерб Ливана превышает полмиллиарда долларов. По мнению ряда специалистов, конфликт перерастет в крупную региональную войну, в которую неминуемо будут втянуты Сирия и Иран, а также ряд других государств арабского и мусульманского мира. Иран все четче обозначает свою роль в нынешнем противостоянии. Как заявил вчера председатель иранского парламента Голямали Хаддад Адель, выступая перед тысячами демонстрантов в Тегеране, «никто в Израиле не будет чувствовать себя в безопасности».
Огонь и переговоры
Израиль и «Хезболлах» вчера одновременно заявили о возможности вступить в переговоры. «Если одним из способов являются переговоры по ливанским заключенным, то, полагаю, однажды мы рассмотрим эту возможность», – сказал министр внутренней безопасности Израиля Ави Дихтер. В свою очередь, лидеры «Хезболлах» выразили готовность рассмотреть вопрос об освобождении израильских солдат и их передаче ливанскому правительству, а также о частичном уходе организации с юга Ливана. Взамен «Хезболлах» требует от Израиля прекратить огонь.
Во вторник израильская авиация продолжила бомбардировки Ливана, в результате которых погибли не менее 23 ливанцев, в том числе женщины и дети. Общее число жертв с ливанской стороны превысило 200 человек. Под огнем снова оказались южные районы Бейрута, несколько военных баз вблизи ливанской столицы и ряд населенных пунктов на юге страны. Уничтожены порты, дороги, мосты, промышленные предприятия, бензоколонки и нефтехранилища.
Израильские военные не исключают и масштабного сухопутного вторжения на ливанскую территорию.
На юге Ливана авиация Израиля обстреливает любое движущееся транспортное средство, не позволяя каретам скорой помощи, пожарным машинам и автомобилям ООН приближаться к атакуемым районам. Несмотря на разбитые трассы, люди массово покидают свои дома, многие из которых разрушены. Южные города пустеют на глазах. Не лучше ситуация на юге Бейрута. Здесь наблюдаются постоянные перебои с электрическом и водой. Между тем основные учреждения, магазины и даже многие кафе продолжают работать.
Израильтяне дают армии карт-бланш
Северная часть Израиля издавна считалась наиболее популярным местом туризма. Еще неделю назад кемпинги и пансионаты были переполнены. Сегодня север пустеет.
«Мы планировали отпуск с детьми на начало августа в киббуце недалеко от Нагарии (один из наиболее обстреливаемых сегодня населенных пунктов), – рассказывает Орна, жительница Иерусалима. – Теперь, естественно, все надо отменять. Даже если до тех пор война закончится, вряд ли мы решимся ехать туда, где совсем недавно падали ракеты. Поедем за границу».
На протяжении более чем двадцати лет – вплоть до мая 2000 года, когда Израиль в одностороннем порядке отступил из Ливана к международно признанной границе, – жители северных городов регулярно переживали ракетные обстрелы. Начиная с 2000 года на границе царила относительная тишина.
Итай, житель Нагарии, говорит: «Хезболлах» шесть лет готовилась к этой войне, собирала оружие, изучала нашу территорию. А мы не мешали. Теперь мы пожинаем плоды». Эти «плоды» пожинают и жители Хайфы – промышленного центра Израиля, одного из трех крупнейших городов страны. Восемь убитых и несколько десятков раненых – таково на данный момент число жертв в этом городе. Обычно оживленная Хайфа получила в эти дни название «Город-призрак». Фирмы закрыты, многие жители уезжают. Полицейские уговаривают людей не выходить на улицу без крайней необходимости.
Не все готовы покинуть прифронтовую полосу. «Я предпочитаю остаться дома, – говорит Михаил, житель Хайфы. – Уехать в Тель-Авив, конечно, можно. А что будет, если начнут обстреливать и его?» Возможность обстрела Тель-Авива сегодня одна из самых обсуждаемых в Израиле тем.
«Никто не знает, чем все это кончится, – говорит Натан из Иерусалима. – Может быть, завтра меня призовут на сборы и пошлют на северную границу. Но ясно, что эта операция должна продолжаться до тех пор, пока «Хезболлах» не будет окончательно сломлена». Это мнение разделяют большинство израильтян. Согласно опросам общественного мнения, 81% жителей страны считают, что нельзя прекращать военную операцию до тех пор, пока «Хезболлах» не будет полностью разоружена.
Нужны ли миротворцы?
В ближайшие дни в регион отправится госсекретарь США Кондолиза Райс. Вчера туда прибыл заместитель министра иностранных дел РФ Александр Салтанов. Ранее в Бейруте уже побывали Высокий комиссар по внешней и оборонной политике ЕС Хавьер Солана, а также премьер-министр Франции Доминик де Вильпен.
В Вашингтоне и Иерусалиме к идее отправки миротворческого контингента отнеслись скептически. На очередной сессии СБ, посвященной ливано-израильскому конфликту, представитель США в ООН Джон Болтон предложил для начала ответить на три вопроса: будут ли эти силы уполномочены иметь дело с истинной проблемой, а истинная проблема – это «Хезболлах», будут ли они уполномочены иметь дело с такими странами, как Сирия и Иран, поддерживающими «Хезболлах», и будут ли эти силы способствовать эффективности уже расположенных в зоне конфликта миротворцев ООН? Дискуссии могут затянуться на недели.
Эксперты «НГ» так комментируют складывающуюся в регионе ситуацию.
Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока
Легко прекратить конфликт может руководство Ирана. Для этого достаточно, чтобы оно обратилось к лидерам «Хезболлах» и ХАМАСа с настойчивой просьбой прекратить обстрел израильских территорий и освободить захваченных солдат.
Заинтересованный в дестабилизации Иран будет поддерживать насилие до тех пор, пока не получит собственное ядерное оружие. Только после этого Тегеран приступит к выстраиванию новой системы безопасности в регионе.
Ахмед Мусалли, профессор политологии Американского университета в Бейруте
Мы находимся на пороге крупномасштабной и очень жестокой региональной войны. Экстремистские группировки могут получить поддержку не только от Дамаска и Тегерана, в борьбе с израильтянами им будет готов помочь весь исламский и арабский мир, даже если правительства этого не хотят. Иран не побоится вступить в войну, будучи уверенным в многочисленности сторонников борьбы против Израиля и его союзников.
Арно Калика, главный редактор Бюллетеня стратегической информации TTU, Париж
Нельзя исключать, что Иран вовлечется в войну. Тот факт, что Франция и другие европейские страны приступили к эвакуации своих граждан, подтверждает, что эскалация будет нарастать. Нынешняя операция для Ольмерта – вопрос внутренней политики, доверия к себе как к политику. Но Ольмерт не военный, не генерал, каковым был Ариэль Шарон, который контролировал армию Израиля. И сейчас военные могут навязывать премьеру свои методы и стратегию.
Бейрут-Иерусалим–Хайфа
Продолжение темы см. Израиль обещал не обстреливать россиян