Ожидания прорыва в российско-американских переговорах по вступлению России в ВТО не оправдались. В субботу директор департамента торговых переговоров МЭРТа Максим Медведков выступил с обескураживающим заявлением: «Ни сегодня, ни в ближайшие недели протокол подписан не будет. Ночью было принято решение приостановить переговоры». Еще за день до этого заявления казалось, что дело сделано. Москве и Вашингтону удалось договориться по принципиальным вопросам, связанным с деятельностью банков и страховых компаний. Оставалось найти консенсус по «пустякам» вроде фитосанитарного контроля. Однако именно этот вопрос стал камнем преткновения. Американцы потребовали обеспечить выдачу ветеринарного сертификата на поставки свинины из США без проведения аудита. Вопрос сугубо технический, но сходу решить его, чтобы президенты Владимир Путин и Джордж Буш смогли отметить Петербургский саммит «большой восьмерки» подписанием знакового документа, не получилось.
Несмотря на неудачу, крест на ВТО не поставлен. Переговоры с американцами продолжатся в «более спокойной обстановке» после саммита G8. «Жизнь продолжается. Динамика сохраняется, и проблемы на одном направлении, которые ни в коем случае не нужно драматизировать, компенсируются достижением результата на других направлениях», – заявил Максим Медведков.
Глава МЭРТа Герман Греф озвучил новые контрольные сроки вступления России в ВТО. По его словам, теперь подписания протокола с США можно ожидать в октябре 2006 года, а подписания окончательного соглашения о приеме России в эту организацию – в марте 2007 года. Однако едва ли стоит серьезно относиться к таким прогнозам. Фактически это подтверждает и сам Герман Греф. Отвечая на вопрос, почему не удалось сейчас подписать протокол с США, министр признался в том, что обсуждение спорных моментов показало, что есть вопросы, принципиальные для каждой из сторон, и ни одна из них не была их готова снять.
Однако американцы – не последний барьер на пути России в ВТО. Например, есть Коста-Рика, с которой не урегулирован вопрос об уровне импортных пошлин на сахар. Остаются актуальные темы для обсуждения с ЕС. Европейцы вроде бы подтверждают готовность побыстрее разобраться с этим делом, но пример США может оказаться для них заразителен, чтобы попытаться выторговать себе дополнительные условия.
Именно в этом контексте следует рассматривать демарш Тбилиси, заявившего о намерении отозвать свою подпись под протоколом о вступлении России в ВТО. Министры иностранных дел Грузии Гела Бежуашвили и экономического развития Ираклий Чоговадзе заявили, что их страна не даст согласия, пока Россия не откажется от дискриминационного режима в отношении грузинского экспорта и не закроет пограничные переходы в Абхазии и Южной Осетии. Герман Греф отказался назвать происходящее заговором, выразив лишь «непонимание целей Грузии». В ближайшее время, сказал он, запланированы консультации по этому вопросу. Можно предположить, что стороны увязнут в дискуссиях и не сумеют быстро прийти к общему знаменателю. Ведь в данном случае политика превалирует над экономикой, а к компромиссам ни Москва, ни Тбилиси явно не готовы. Следует добавить, что по пути Тбилиси вполне может пойти и Молдавия, которая добивается снятия запрета на поставки своих вин на российский рынок. Так что новая дата вступления в ВТО опять может оказаться не окончательной, а всего лишь промежуточной, а сам процесс может растянуться еще на долгие месяцы, а то и годы.
Сроки приема России в ВТО
Для России прием в ВТО, похоже, стал идеей фикс. Получить членский билет Москве не удается десять лет, хотя история уходит корнями еще глубже. В феврале 1992 года участники Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) получили уведомление российского правительства о том, что Россия как правопреемница СССР займет место наблюдателя в этой организации, но официальная заявка была подана лишь на следующий год. В феврале 1994 года установленным порядком в ГАТТ был подан пакет документов о присоединении России к соглашению. Однако, как выяснилось, мы опоздали – с 1 января 1995 года ГАТТ преобразовалась во Всемирную торговую организацию (ВТО), и все пришлось начинать с начала.
Часто казалось, что цель почти достигнута. Руководитель российской делегации на переговорах по ВТО Максим Медведков в апреле 2004 года заявил, что вступление могло реально состояться в 1997 и 2003 годах. Впрочем, назывались и другие, в том числе более ранние сроки:
Январь 1995 года. Гендиректор ВТО Питер Сазерленд заявляет, что вступление России в ВТО произойдет в 1996 году.
Апрель 1997 года. Руководство Евросоюза обещает, что Россию примут в ВТО в июне 1998 года.
Апрель 2001 года. Премьер Михаил Касьянов говорит, что вступление в ВТО назначено на 2002 год.
Март 2002 года. Первый заместитель главы МЭРТа Михаил Дмитриев признает, что сроки вступления в ВТО не установлены.
Май 2003 года. Максим Медведков официально объявил: в 2003 году Россию в ВТО не примут.
Октябрь 2003 года. Комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами прогнозирует прием России в ВТО «до конца 2003 года».
Февраль 2004 года. Максим Медведков констатирует: «Ранее 31 декабря этого года Россия к ВТО не присоединится».
Июнь 2005 года. Герман Греф говорит о конце 2006 года как наиболее реальном сроке вступления России в ВТО.