Прежде чем прибыть на переговоры с российским президентом Владимиром Путиным и последующий саммит «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге президент США Джордж Буш проведет два дня – с 12 по 14 июля – в Германии. Точнее, в федеральной земле Мекленбург–Передняя Померания (МПП) у кромки Балтийского моря. Как личный гость федерального канцлера Ангелы Меркель, он посетит центр ее избирательного округа – старинный ганзейский город Штральзунд, места ее детства и юности, а возможно даже и ее семейную дачу.
Пикантность ситуации в том, что в МПП правит «красно-красное» земельное правительство. Местные партийные организации СДПГ и ПДС, на которые оно опирается, называют визит Буша нежелательным. Население, пятая часть которого не имеет работы, – тоже не считает уместными миллионные расходы на прием гостя. Ожидаются демонстрации против политики Вашингтона. Буш, отгороженный 12 тыс. полицейских, их, конечно, не увидит. Эрзацем станет нечто вроде пикника с отобранными «представителями местного населения».
Обе стороны заинтересованы в том, чтобы внешне все прошло в гармонии, и накануне саммита «восьмерки» подтвердило укрепление отношений президента и канцлера, США и Германии. Меркель это нужно для контраста с политикой своего предшественника Герхарда Шрёдера, удовлетворения «железных проатлантистов» в правящей ХДС/ХСС, и в целом для внешнеполитического имиджа. Бушу же просто больше не на кого опереться среди главных союзников по НАТО в Европе. Ширак к ним не относился, а все остальные за свою поддержку силовых рецептов Вашингтона либо лишились многих сторонников, как британский премьер-министр Тони Блэр, либо вовсе сошли с арены, как экс-главы правительств Испании и Италии. Понятно, что кроме обсуждения двусторонних тем и трансатлантического союзничества Меркель и Буш поговорят о важнейших международных проблемах. На первый взгляд, по Ирану, палестино-израильскому конфликту и КНДР подходы сторон преимущественно совпадают. Однако Берлин делает главную ставку на дипломатические решения и не спешит, в отличие от Вашингтона, немедленно прибегать к санкциям и угрозам изоляцией. Утверждают, что именно Меркель уговорила Буша в принципе согласиться на участие в переговорах с Тегераном.
Сообщалось, что она же убеждала его в целесообразности успеха петербургского саммита. При его обсуждении президент и канцлер, возможно, будут близки в оценках демократии в России и смогут рассчитывать на взаимную поддержку, если этот вопрос всплывет в Петербурге в разделе «разное». Но канцлер в целом не склонна увеличивать дистанцию в отношениях с Россией. И это явно не нравится Вашингтону.
Как утверждает еженедельник «Цайт», «конфликтный материал сохраняется» как раз в подходах к Москве. В частности, потому, что «Соединенные Штаты хотят в интересах политики безопасности каким-то образом замуровать Россию, например путем быстрого принятия бывших советских республик Украины и Грузии в НАТО. А для большинства европейцев НАТО остается пережитком холодной войны».
Визит Буша к Меркель едва ли что изменит в подспудном недовольстве Вашингтона Германией и Европой, и наоборот. Со времени иракской войны авторитет заокеанской сверхдержавы на старом континенте серьезно пострадал. И, как подчеркивает упомянутый еженедельник, европейцами «новая готовность правительства Вашингтона к сотрудничеству воспринимается как тактический ход от слабости, а не как честное изменение курса».