0
706
Газета В мире Интернет-версия

06.07.2006 00:00:00

Глениглз – от обещаний к действиям

Тони Блэр

Об авторе: Тони Блэр - премьер-министр Великобритании.
Гордон Браун - министр финансов Великобритании.
Хилари Бенн - министр международного развития Великобритании.

Тэги: блэр, браун, бенн, глениглз, g8


блэр, браун, бенн, глениглз, g8 Премьер-министр Великобритании Тони Блэр считает, что на саммите «большой восьмерки» в Глениглзе был достигнут «выдающийся итог».
Фото Reuters

В это время год назад шла к своей кульминации выдающаяся кампания, в которой приняли участие миллионы людей. Ее целью было побудить руководителей ведущих стран мира, собравшихся на саммит «большой восьмерки» в Глениглзе, к решительным действиям, направленным на поиск путей решения вопиющей проблемы мировой бедности.

В немалой степени благодаря давлению общественного мнения, принявшего форму кампаний «Сделаем бедность историей» и Live8, международное сообщество услышало этот призыв и перешло к действиям.

В Глениглзе лидеры ведущих стран мира договорились удвоить помощь, списать долги, организовать обучение миротворческих сил, помочь бедным странам обеспечить бесплатное всеобщее начальное образование и доступ к базовым услугам здравоохранения, сделать лекарства от СПИДа доступными для всех и предпринять шаги в направлении решения проблемы изменения климата.

Это был выдающийся итог, которым могут гордиться миллионы людей. Мы понимаем, однако, что это был лишь первый этап. Эти красивые слова не будут значить ничего без исполнения этих обязательств и обеспечения реальных перемен для миллионов беднейших жителей планеты.

Разумеется, никто не ожидал, что мы могли бы сделать бедность историей или обратить вспять процесс изменения климата в кратчайшие сроки. Речь идет о проблемах долгосрочного характера, и их решения также будут долгосрочными. Тем не менее миллионы людей, участвовавших в кампаниях накануне встречи «большой восьмерки», имеют полное право ожидать оперативных действий, направленных на исправление ситуации. Что же было сделано в течение истекшего года и накануне очередной встречи «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге?

Отмечая первую годовщину Глениглза, мы публикуем короткую брошюру, в которой перечислено то, что, по нашему мнению, достигнуто к настоящему моменту. В ней показано, что во многих областях достигнут существенный прогресс, но при этом не скрываются и моменты, вызвавшие разочарование – прежде всего провал в достижении глобальных договоренностей в сфере международной торговли.

Начнем с позитивных моментов. В период между 2004 г. и 2005 г. объем международной помощи возрос примерно на 25%, превысив 100 млрд. долл. США, что вполне соответствует поставленной цели – 130 млрд. долл. США к 2010 г. В течение будущего месяца будет завершен процесс полного списания задолженности 20 беднейших стран, что следует считать незаурядным достижением.

Мы знаем, что некоторые люди спрашивают, почему списание задолженности включается в бюджеты помощи. Во-первых, это правило принято не нами, а Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Во-вторых, списание задолженности, высвобождая средства для борьбы с бедностью, является одним из наилучших путей достижения скорейшего эффекта. Оно уже сейчас позволило Танзании отменить плату за начальное школьное образование, а Замбия благодаря полному списанию долгов сможет сделать бесплатным свое здравоохранение.

Таким образом, важно обеспечить правильное использование ресурсов, получаемых правительствами в результате облегчения долгового бремени, и направление большего объема средств на цели развития в целом. Именно эта цель достигается выполнением обещаний «большой восьмерки». Соединенное Королевство выполнит свой норматив – выделение на нужды помощи 0,7% национального дохода – к 2013 г., на два года раньше, чем это планирует сделать ЕС (2015 г.). Мы уже выполнили свой целевой показатель по выделению средств на нужды помощи странам Африки (1 млрд. фунтов стерлингов в год) и устойчиво наращиваем эти средства, намереваясь к 2007–2008 гг. довести их объем до 1,25 млрд. фунтов стерлингов.

В качестве конкретного примера того, какие задачи позволяют решать эти ресурсы, отметим, что Соединенное Королевство обязалось затратить в предстоящие 10 лет 8,5 млрд. фунтов стерлингов на цели помощи образованию. Это наша доля в тех дополнительных финансовых ресурсах, которые необходимы миру для того, чтобы дать образование 100 миллионам детей, которые не ходят в школу, и к 2015 г. обеспечить образование для всех. Двадцать две африканские страны уже готовят 10-летние планы развития образования. Мы будем продолжать оказывать нажим на других доноров, призывая их последовать нашему примеру и выделить свою долю средств, необходимых для осуществления этих планов.

На 10 млрд. долл. США в год каждый ребенок на каждом континенте мог бы иметь учителей, учебники и классы. Это соответствует вкладу каждого жителя наиболее богатых стран в размере всего лишь 7,50 фунта стерлинга в год или 15 пенсов в неделю. Более того, отдавая каждый всего лишь по два пенса в день, мы могли бы финансировать школьное обучение каждого ребенка, которое не обеспечивается сегодня в беднейших странах. Ведь образование несет пользу не только детям, но и семьям, локальным сообществам и целым странам – это величайшее вложение, которое мы в состоянии сделать в обеспечение роста и экономического развития. Оно повышает шансы на получение занятости и обеспечение благосостояния, улучшает здоровье людей и препятствует болезням.

Образование – это главный стержень любой эффективной стратегии, направленной на то, чтобы обратить вспять тенденции распространения ВИЧ и СПИДа. Обеспечение пребывания девочек и девушек в школах – это одна из самых действенных стратегий профилактики ВИЧ-инфекции. Например, в Замбии процент инфицированных среди женщин, получивших образование, снизился, но остался на прежнем уровне среди женщин, не получивших начального образования. И подобно тому, как совершенствование образования играет ключевую роль в противодействии распространению ВИЧ и СПИДа, скоординированные действия могут повысить способность страны учить своих детей. Проще говоря, реализация эффективной стратегии борьбы со СПИДом имеет важнейшее значение для любой страны, стремящейся избежать катастрофических потерь учительских кадров.

Примерно 4 млрд. долл. США было ассигновано в 2005 г. на пополнение средств Глобального фонда борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. В рамках реализации принятого в Глениглзе обязательства обеспечить к 2010 г. возможность лечения от СПИДа для всех людей, в ходе специальной сессии ООН, состоявшейся ранее в этом месяце, были достигнуты договоренности об оказании полного финансового содействия всем странам, разрабатывающим обоснованные и долгосрочные программы борьбы со СПИДом.

Это потребует колоссальных усилий: по собственной оценке ООН, обеспечение медикаментами, разработка и осуществление эффективных программ профилактических мероприятий и обеспечение лечения и поддержки всех пострадавших, включая детей, ставших сиротами, потребует к 2010 г. не менее 20 млрд. долл. США в год. Но это говорит и о том, в какой мере Глениглз и беспрецедентные публичные требования изменить сложившееся положение повысили уровень стремлений глобального сообщества.

Соединенное Королевство и Европа идут в авангарде этого процесса. Британия занимает второе место по объему ресурсов, выделяемых на программы борьбы со СПИДом, и мы взяли на себя обязательство выделить на эти цели в период с 2005 до 2008 г. 1,5 млрд. фунтов стерлингов. Наряду с другими европейскими странами мы создали Международный финансовый механизм по реализации программ иммунизации, который поможет спасти от смерти пять миллионов детей в период от настоящего момента до 2015 г. Вскоре ожидается выпуск первых облигаций этой программы.

Мы создали новый Фонд экстренной помощи в рамках ООН, призванный обеспечить более оперативное реагирование на природные и гуманитарные катастрофы, подобные ситуации в Дарфуре и землетрясению в Пакистане. Мы также ратифицировали Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией.

Таким образом, уже сейчас налицо немало достижений, которыми можно гордиться. Но сделать, конечно, предстоит гораздо больше. Важнейшим пунктом повестки дня 2005 года, по которому не удалось добиться прогресса, на который мы рассчитывали, – это торговля. По ряду пунктов мы обеспечили небольшие подвижки в направлении глобальной договоренности, но пока не сумели разрешить наиболее сложные вопросы, между тем срок завершения раунда – конец текущего года – быстро приближается.

Выполнение обещаний, взятых на себя в рамках нынешнего «Раунда развития», – это величайшее решение, которое возможно принять на международном уровне для того, чтобы покончить с бедностью миллионов людей. Беседы, которые мы имели недавно с такими лидерами стран, как президент Мбеки, президент Буш, канцлер Меркель и президент Лула, показали наличие широкого стремления добиться масштабных договоренностей в интересах беднейших стран. Для этого необходимы лишь смелость и творческий подход в преодолении имеющихся препятствий.

Имеется далее проблема конфликтов, подобных конфликту в Дарфуре. В прошлом месяце было достигнуто соглашение о мирном урегулировании в Абудже. Нам следует воспользоваться этим соглашением, а также новой резолюцией ООН, чтобы оказать нажим на все участвующие стороны в интересах прекращения боевых действий и обеспечения беспрепятственной передачи Африканским Союзом позднее в этом году надзорных функций Организации Объединенных Наций.

Пока это не сделано, необходимо больше усилий для того, чтобы содействовать осуществлению миссии Африканского Союза в Дарфуре. Принятые в Глениглзе обязательства по поддержке Африканского Союза в создании резервных миротворческих контингентов – это принципиально важный шаг на пути к обеспечению более действенного реагирования Африки на подобные конфликты.

Нам известно, что глубокая неудовлетворенность имеется также в связи с медленным прогрессом в решении проблем, связанных с изменением климата. Наука говорит нам, что времени у нас осталось немного. Хотя Соединенное Королевство намерено выполнить свои обязательства по Киотскому соглашению на семь лет раньше срока, необходимо как можно скорее договориться о том, что нам следует делать после 2012 г., по завершении первого этапа Киото. В течение всего 2005 г. Соединенное Королевство вело работу над тем, чтобы заручиться согласием всех стран, включая страны, отказавшиеся ратифицировать Киотское соглашение, приступить к обсуждению будущих международных норм. Это стало очень важным прорывом, который позволил затем добиться существенного прогресса на совещании ООН в Монреале.

Мы также согласовали намеченный Глениглзом План действий, призванный расширить доступ развивающихся стран к экологически чистым технологиям и содействовать их адаптации к условиям изменения климата. В текущем и будущем году нам необходимо активизировать обсуждение этих вопросов, предотвратить опасные изменения климата и согласовать предел выбросов двуокиси углерода в атмосферу планеты.

Мы убеждены в том, что одни люди хотели бы видеть более значительный прогресс, а другие не согласятся с нашей оценкой достигнутого за истекший год. Мы приветствуем эти мнения. Ведь именно общественное мнение, точно так же как оно сыграло огромную роль в борьбе за то, чтобы мы не упустили историческую возможность договориться о важнейших шагах, позволяющих нашему миру оставить бедность в прошлом, должно добиться выполнения обязательств, взятых на себя международным сообществом. Лишь вместе мы сможем оправдать надежды беднейшего населения нашей планеты.

Лондон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1237
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
783
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
551
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
784

Другие новости