Узбекистан стал самой популярной страной в бундестаге. За последние два месяца оппозиционные партии направили в правительство четыре запроса, обвиняя его в умышленной мягкости по отношению к бывшему главе МВД Узбекистана Закиру Алматову.
Берлинский адвокат Вольфганг Калек, действуя от имени правозащитной организации Human Rights Watch, подал заявление о привлечении к ответственности находившегося в Германии на лечении Алматова еще 12 декабря 2005 года. Правозащитники утверждали, что узбекский министр виновен в совершении преступлений против человечности, в частности в расправе над демонстрантами в Андижане 13 мая 2005 г. Но тогдашний генеральный прокурор ФРГ Кай Нем отказался начать расследование по заявлению.
Адвокат Калек осудил в беседе с «НГ» «поверхностность» бывшего генпрокурора Нема при рассмотрении заявления и заявил, что надеется на пересмотр дела новой главой Генпрокуратуры Моникой Хармс. А Нильс Гайслер, председатель секции «Против безнаказанности» в Amnesty International, высказал предположение, что германское правительство одобрило решение экс-генпрокурора по делу Алматова из-за заинтересованности в военном аэродроме Термез.
Эксплуатация этого объекта началась в 2002 г. после подписания узбекско-германского межправительственного соглашения об использовании воздушного пространства Узбекистана в рамках миссии Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF).
В мае этого года левая фракция бундестага направила в правительство запрос о «будущей роли опорного пункта бундесвера в Термезе». Из ответов явствует, что Термез используется не только Германией, а и другими странами НАТО.
Видимо, продолжение попыток преследования Алматова, который сейчас находится в Ташкенте, можно объяснить следующими причинами. Алматов стал для германских правозащитников своеобразным негативным символом, и наказать его – дело чести.
Очевидно также, что преследование чиновников (пусть и бывших) узбекского правительства приобрело политический подтекст. В последние месяцы наблюдается заметное сближение в отношениях Москвы и Ташкента: Узбекистан вернулся в ОДКБ и вступил в ЕврАзЕС.
Но правительство Германии, не заинтересованное в излишней конфронтации с Россией, предпочитает не становиться на сторону правозащитников и реагирует спокойно, полностью одобряя решение бывшего генпрокурора.
Берлин