В Москву с рабочим визитом прибыла министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни. Накануне отъезда в Россию она дала интервью «НГ».
– Госпожа Ливни, каковы цели вашего визита в Москву?
– Я придаю этому визиту большое значение. В прошлом я сопровождала премьер-министра Ариэля Шарона в ходе его визитов и слышала очень ясные позиции руководства РФ о необходимости борьбы с терроризмом. Мы рассчитываем на проявление подобной позиции и сейчас.
Россия как участник «квартета» (РФ, США, ЕС, ООН) играет важную роль в определении будущего Ближнего Востока.
Израиль согласен на урегулирование конфликта путем создания двух государств – еврейского и палестинского. Мы предпочитаем не предпринимать односторонние шаги. Вместе с тем, если станет ясно, что достижение соглашения невозможно, мы ожидаем от мирового сообщества понимания. Будущий план «консолидации» (одностороннего отступления Израиля с Западного берега Иордана. – «НГ») еще не представлен в деталях. Но наша цель получить поддержку международного сообщества в его реализации.
Интересы израильского и палестинского народов не противоречат друг другу. ХАМАС же не заинтересован в создании двух государств, а продолжает стремиться к уничтожению Израиля и созданию единого арабского государства.
– Как вы оцениваете ситуацию вокруг Ирана?
– Иран – это проблема не только Израиля, но и всего мирового сообщества. Речь идет не просто о государстве, которое стремится к обладанию оружием массового уничтожения, но и о лидере, который открыто говорит о необходимости стереть Израиль с лица земли. Следует помнить и «исторические изыскания» президента Ирана, отрицающего Холокост. Очевидно, Иран является угрозой для всего мира.
Иран пытается выиграть время. Мы ожидаем, что мировое сообщество продолжит процесс давления на Тегеран.
– Какие еще вопросы намечены к обсуждению в Москве?
– Тема, которая беспокоит нас не просто как государство, а как национальный дом еврейского народа, это антисемитизм, проявляющийся не только в России, но и во всем мире. Мы рассчитываем на понимание и содействие в борьбе с этим злом.
– Ваш визит проходит на фоне военной операции Израиля в секторе Газа. Как вы оцениваете происходящее в регионе?
– Год назад Израиль вывел свои войска и ликвидировал поселения в секторе Газа. Это было сделано с целью активизации дипломатического процесса на Ближнем Востоке. Израиль полностью признал принцип необходимости создания двух государств для двух народов и предпринял непростой шаг, покинув земли Газы, несмотря на историческое право еврейского народа там находиться.
Тем не менее палестинцы снова упускают предоставляемый им шанс. Изо дня в день израильские окрестности сектора Газа подвергаются ракетным обстрелам. Руководство Палестинской автономии во главе с ХАМАСом отказывается признать право Израиля на существование. Лидер автономии Махмуд Аббас, несмотря на позитивные заявления, с которыми он выступает, в том числе и в ходе нынешнего кризиса, судя по всему, не в состоянии контролировать ситуацию.
Я беседовала с десятками глав дипломатических ведомств во всем мире и просила их повлиять на руководство автономии с целью скорейшего освобождения нашего капрала. К чести мирового сообщества, следует сказать, что такие меры были приняты и от Аббаса последовала трезвая реакция, свидетельствующая о возможном сотрудничестве. Но, увы, не более того.
И еще, захват солдата произошел на израильской, а не на палестинской территории, значит, речь не идет о какой-то форме борьбы с «оккупацией».
Поскольку Израиль не терпит удержания военнослужащего в заложниках, не оставалось иного выбора, кроме как предпринять военную операцию. Хочу подчеркнуть, что это – не акт возмездия или коллективное наказание мирного палестинского населения. Мы проводим четкую границу между отношением к палестинскому правительству и необходимостью соблюдения гуманитарных норм в отношении мирного населения. Цель операции одна – скорейшее возвращение Гилада Шалита домой. У нас нет ни малейшего намерения возвращаться в Газу или задерживаться там более, чем это необходимо для разрешения кризиса.
– Какой реакции на создавшийся кризис вы ждете от российского руководства?
– От всего мирового сообщества мы ждем, что оно окажет давление как на палестинское руководство в Газе, так и на лидеров ХАМАСа, находящихся в Дамаске, в первую очередь на Халеда Машааля, который несет прямую ответственность за похищение нашего солдата. Я хочу заявить со всей ответственностью: не будет никаких переговоров с террористами. Наш солдат должен быть освобожден незамедлительно и без всяких условий. Все отлично понимают цену эскалации напряженности в Газе. Ни Израиль, ни палестинцы, ни мировое сообщество в такой эскалации не заинтересованы. И мы ожидаем, что мировое сообщество, в том числе те, кто поддерживает Палестинскую автономию, те, кто является частью механизма перевода средств для палестинского населения, будут добиваться скорейшего освобождения пленника.
Иерусалим