Генсек ОИК Экмеледдин Ихсаноглу: Мы против экстремизма, терроризма и радикализма под любым прикрытием.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
На этой неделе в Москве побывал с визитом генеральный секретарь Организации Исламская Конференция профессор Экмеледдин Ихсаноглу. Он встретился с президентом Владимиром Путиным, другими официальными лицами, руководством Русской Православной Церкви, а также лидерами исламской общины. В интервью «НГ» он рассказал о состоявшихся беседах и позиции ОИК по ключевым проблемам.
– Господин Ихсаноглу, каково ваше впечатление от встречи с Владимиром Путиным?
– Мы обсуждали сотрудничество между ОИК и Россией и международные проблемы. Встреча была очень полезной, теплой и откровенной. В целом разговор получился очень конструктивный и продуктивный. Президент Путин проявил готовность идти навстречу ОИК по всем вопросам ее заинтересованности. Он выразил благодарность за прием России в ОИК в качестве наблюдателя и за наше единодушие в принятии этого решения.
– Какие вопросы были в центре обсуждения?
– В первую очередь мы говорили о сложившейся на протяжении веков традиции сосуществования и дружеских отношений между православным христианством и исламом на территории России. Шел разговор и о будущем этого сосуществования, о том, как его следует развивать. Мы говорили и о последних событиях, затрагивающих палестинскую проблему, об Ираке, об иранской проблеме. Можно отметить, что значительное место занял разговор о проблемах, с которыми сталкивается исламский мир, особенно на Ближнем Востоке, и их политических корнях.
– Какова позиция ОИК в связи с проблемой международного терроризма?
– Мы против экстремизма, терроризма и радикализма во всех формах, под любым прикрытием. Мы осуждаем его, будь то терроризм, которым занимаются отдельные лица, группы или государства. Осуждая терроризм, мы заявляем, что он не имеет отношения к исламу, и никто не вправе заявлять, что осуществляет нападения «от имени ислама». Президент Путин подчеркнул важное значение этой позиции, сформулированной на саммите в Мекке.
– В России обеспокоены захватом российских дипломатов в Ираке. Какова реакция ОИК?
– Мы осуждаем этот захват заложников. Это преступление против человечности, преступление против ислама.
– Как вы относитесь к тезису о «столкновении цивилизаций», якобы происходящем в настоящее время?
– Подобное суждение, впервые появившееся в известной книге Сэмюэля Хантингтона, по моему мнению, не имеет под собой почвы. Я считаю, что никакого столкновения цивилизаций не происходит. Как в свое время отметил известный французский историк Фернан Бродель, цивилизации берут и дают друг другу. Но не сталкиваются между собой. Все, кто знаком с историей культуры, с историей человечества, знают, что цивилизации не ссорятся. Столкновения являются результатом конфликта интересов, а сами эти конфликты интересов возникают из-за политического соперничества, попыток установить свое господство над другими, завладеть чужими землями, расшириться на чужую территорию, оккупировать ее, воспользоваться ее экономическим богатством, природными ресурсами.
– Вы встречались с руководителями Русской Православной Церкви и исламской общины. Можете ли поделиться содержанием этих встреч?
– На встрече со святейшим Патриархом Алексием нами было отмечено, что отношения между Организацией Исламская Конференция и Русской Православной Церковью развиваются успешно. Заметным импульсом к дальнейшему развитию диалога между Россией и исламскими странами стало получение Россией статуса наблюдателя в Организации Исламская Конференция в 2005 году.
В беседе с председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином я рассказал, что впервые побывал в Москве в 1979 году и участвовал в молебне в московской Большой мечети. Тогда это была единственная мечеть в городе. То, что я вижу сейчас, не идет ни в какое сравнение с тем временем. Я даже написал об этом в своей книге: разница между ситуацией того времени и нынешними временами – как между небом и землей.