Из Москвы мне звонят озадаченные друзья и полусерьезно-полушутя задают вопрос: «Ну что, у вас в Италии теперь будут создавать колхозы?» или «Кто будет вашим Дзержинским?»
Вопросы, конечно, с точки зрения московских друзей не совсем неуместные, если учесть, что в Италии президентом республики избран один из старейших лидеров бывшей Итальянской коммунистической партии (ИКП) Джорджо Наполитано, а председателем Палаты депутатов (то же самое, что Госдума) избран Фаусто Бертинотти, лидер партии, которая называется «За воссоздание коммунизма». Кроме того, зампремьера и министром иностранных дел в новом правительстве беспартийного Романо Проди стал Массимо д’Алема, который в 1975 году был политсекретарем итальянского «комсомола», а потом главным редактором партийной газеты «Унита». На должности министра транспорта оказался Алессандро Бьянки, принадлежащий к партии, именуемой «Итальянские коммунисты».
Конечно, в Италии не будет ни колхозов, ни совхозов, никто не будет создавать ни ЧК, ни НКВД, ни КГБ. Все эти бывшие коммунисты, «воссоздатели коммунизма» и тому подобное заблаговременно перестроившиеся люди. Разумеется, они не могли улетучиться с падением Берлинской стены. Они остались, и без них было бы невозможно строить политическую жизнь. Тем более что нечто похожее наблюдаем и на правом фланге политического спектра: одна из важнейших партий оппозиции (недавнего правительственного блока Сильвио Берлускони) «Национальный альянс» восходит к фашизму. Некоторые из ведущих партий как в лагере правительства, так и в лагере оппозиции имеют тоталитарные корни. В перспективе это ничего хорошего не сулит.
Но и обозримое будущее не выглядит блестяще. На выборах 9–10 апреля одержала победу левоцентристская коалиция («Союз») во главе с Романо Проди, но с незначительным большинством, примерно в 25 тысяч голосов. Проди получил доверие обеих палат парламента, но эта победа может легко оказаться пирровой. Страна поровну разделена на две части, причем экономически и индустриально более развитый Север отдал свои голоса «Дому Свобод», право-центристской коалиции Берлускони.
Бывший премьер обещает, что он будет проводить бескомпромиссную оппозиционную линию, блокируя, где только возможно, инициативы большинства. Это скорее саботаж, чем оппозиция.
Романо Проди придется править страной в условиях, когда в Палате депутатов у него довольно солидное большинство, но в Сенате его перевес всего в два голоса. Берлускони все время разоблачает «коммунистов» в его кабинете, и это, конечно, действует на значительную часть населения.
В то же время позиции Проди в возглавляемой коалиции слабы: у него нет собственной партии, собственной базы власти. В коалиции «Союз» есть не только бывшие коммунисты, более или менее перестроившиеся, но и бывшие левые христианские демократы. Например, их лидер Франческо Рутелли стал вторым вице-премьером. А бывший прокурор Антонио ди Пьетро, который в 90-е годы начал кампанию «Чистые руки» против коррупции, стал министром инфраструктуры. Лидер «зеленых» Альфонсо Пекораро Сканио стал министром охраны окружающей среды. Есть в коалиции и вечно недовольные радикалы.
Коалиция весьма разношерстная, в ней нет единого мнения по многим вопросам внутренней и внешней политики. Потенциал столкновения с Католической Церковью кроется в вопросе ПАКС («пакты гражданской солидарности»), то есть форм супружеского или квазисупружеского сожительства, включая однополые браки. Папа Бенедикт XVI неустанно предупреждает против таких намерений.
Надо будет предпринять реформы в области правосудия, образования, налоговой системы, с которыми Берлускони обходился часто безрассудно. Но как привести к общему знаменателю левых христианских демократов, бывших умеренных коммунистов, бывших коммунистов, не столь умеренных, зеленых и вечно протестующих радикалов, которые по избранной ими эмблеме называются партией «Розы в кулаке»?
Не проще обстоит дело с внешней политикой. Берлускони изображал из себя великого друга как США, так и России. Он гарантировал Джорджу Бушу полную солидарность Италии в иракском вопросе и обещал Владимиру Путину скорое вступление в Европейский союз. Внешняя политика Проди будет более осторожной и трезвой.
При сохранении союза с Вашингтоном новый премьер готов вывести из Ирака итальянский военный контингент. При Проди Италия укрепит свои связи с Европейским союзом. Первостепенным в отношениях с Москвой для Проди является вопрос энергоносителей, особенно газа, потребность в котором покрывается в значительной степени за счет импорта из России. Это, несомненно, будет одной из главных тем, которые Проди обсудит с Путиным на предстоящем саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.