Латвия рискует стать главным объектом критики со стороны России в период ее председательства в Комитете Министров Совета Европы, учитывая, что одним из главных приоритетов Москвы названа защита нацменьшинств. Министр иностранных дел Латвии Артис Пабрикс в эксклюзивном интервью «НГ» прокомментировал нынешнее состояние отношений между Ригой и Москвой.
– Господин Пабрикс, в ближайшие полгода Россия, к которой перешло председательство в Комитете Министров Совета Европы, будет еще активнее критиковать вашу страну за нарушение прав русскоязычного населения. Что вы об этом думаете?
– Если мы говорим о проблеме, то скорее это проблема восприятия Россией одних и тех же стандартов. Если исходить из международных стандартов, то я не знаю ни одного факта, который бы позволял говорить о проблеме русскоязычных в Латвии. Мы ожидаем от России в ходе ее председательства в КМСЕ справедливого отношения ко всем странам.
– То есть проблемы русскоязычных в Латвии не существует?
– По крайней мере, ее не существует в том виде, как ее подает Россия.
– Кажется, что срыв подписания договора о границе из-за принятия Латвией односторонней декларации, затрагивающей исторические вопросы, еще более ухудшил отношения между нашими странами. Как бы вы охарактеризовали отношения между Ригой и Москвой?
– Я думаю, что между нашими странами складываются неплохие отношения. Однако у нас много неиспользованных возможностей. И речь здесь не только о договоре о границе, где есть политический аспект. Длительное время «лежат в шкафу» соглашения, касающиеся экономической и социальной сфер. Это очень важные документы, от подписания которых стороны бы только выиграли. Причем, на наш взгляд, возникающие в этой связи вопросы не требуют больших политических дискуссий, они решаемы на уровне экспертов. Мы изложили российской стороне свои предложения и теперь ожидаем российских предложений.
– Какая судьба ожидает договор о границе?
– Мы не понимаем российскую аргументацию. Мы уже неоднократно давали объяснения того, как мы видим этот договор. У нас нет никаких территориальных претензий к России. Мы хотим подписать договор, но это не означает, что мы поменяем наше отношение к истории. Односторонняя декларация, которую мы приложили к договору, ни в коей мере не влияет на его содержание. Это такой же договор, как и другие международные договоры. Мы готовы к его подписанию. И я не вижу существенных причин, которые мешали бы России подписать договор.
– Будет ли договор о границе подписан в этом году?
– Спрашивайте об этом в вашей стране.
– Страны Балтии резко критикуют проект Северо-Европейского газопровода, разработанный Россией и Германией. Вы будете и далее пытаться противодействовать его реализации? Как вы комментируете недавнее заявление министра обороны Польши, сравнившего этот проект с пактом Молотова–Риббентропа?
– Я не хотел бы комментировать заявления других министров. Я отвечаю за свое государство. Латвия не имеет ничего против строительства российских газопроводов в Европе. Но мы являемся страной Европейского союза и хотели бы, чтобы энергетическая политика была скоординированной в рамках ЕС. Так что речь не идет о том, что мы выступаем конкретно против СЕГ.
– В конце мая состоится саммит РФ–ЕС. Какие вопросы хотела бы поднять ваша страна на этой встрече?
– Мы уже обсудили в рамках ЕС повестку предстоящего саммита. Для нас важно, чтобы Россия поняла, что мы не пытаемся ущемлять российские интересы в какой бы то ни было сфере. Нас также волнует тарифная политика России в том, что касается железнодорожных перевозок. Для разных стран действуют разные тарифы, нам же кажется, что они должны быть одинаковыми. Мы, так же как и весь Евросоюз, выступаем за ратификацию Россией Энергетической хартии, полагая, что это будет лишь способствовать росту инвестиций и улучшению сотрудничества между ЕС и РФ. Наконец, мы вновь повторим, что готовы ратифицировать договор о границе и что мы готовы к сотрудничеству.