0
918
Газета В мире Интернет-версия

19.05.2006 00:00:00

Конец «Солании»?

Тэги: сербия, черногория, референдум, независимость


В ближайшее воскресенье определится судьба Государственного сообщества Сербии и Черногории. 480 тысяч избирателей Черногории должны высказаться на референдуме за независимость самой маленькой из республик бывшей СФРЮ (с населением 616 тысяч) или же за сохранение союза с Сербией. Напомним, что госсообщество было создано в феврале 2003 года под нажимом Европейского союза взамен Союзной Республики Югославии. Тогда в народе это образование прозвали «Соланией» – из-за главной роли Высокого представителя ЕС по внешней политике и безопасности Хавьера Соланы в преобразовании остатка Югославии.

Подготовка к референдуму шла при активном участии иностранных дипломатов. Проблема в том, что в вопросе независимости черногорское общество остается расколотым на два примерно одинаковых лагеря. В соответствии с требованием Евросоюза сторонникам независимости необходимо набрать не менее 55 процентов голосов. Черногорские власти утверждают, что за независимость выступают 60 процентов граждан, однако большинство опросов общественного мнения, проведенных в последние месяцы, показывают, что референдум рискует провалиться c результатом в 51–53 процента. Сегодня едва ли кто-то может предсказать исход голосования. В Черногории развернулась торговля голосами. В зависимости от региона голос стоит от 200 до 500 евро.

За идеей независимости стоит бывший президент, а ныне премьер-министр республики Мило Джуканович. Когда-то он был послушным соратником Слободана Милошевича и ярым профедералом. В 1997 году Джуканович поссорился с Милошевичем и сразу стал любимцем Запада и сербской оппозиции, руководители которой, например Вук Драшкович (ныне министр иностранных дел СиЧ), нередко находили в Черногории убежище. Начав с требования о союзе, при котором Черногория самостоятельно выступала бы на международной арене, Джуканович в итоге поставил своей целью полную независимость.

Общими для СиЧ остаются лишь внешняя и оборонная политика. В остальном Черногория фактически независима. Например, там в обращении иная, чем в Сербии, валюта (евро), а на границе с Сербией существуют таможенные посты и взимаются пошлины. При пересечении границы, впрочем, пока не требуется загранпаспортов.

Белград официально выступает против черногорской независимости. Там распространено мнение, что Джуканович преследует сугубо личные интересы. Известно, что против него в Италии ведется расследование по подозрению в причастности к контрабанде и связях с итальянской мафией. Обретение независимости позволило бы Джукановичу на долгое время сохранить власть и неприкосновенность.

Естественно, что Джуканович и его сторонники подобных мотивов не упоминают. Зато один из самых расхожих аргументов тот, что Черногория, не обремененная проблемой выдачи военных преступников Международному трибуналу по бывшей Югославии, превратилась в заложницу Сербии, «тормозящей» сближение с Европейским союзом. Кстати, в начале мая ЕС объявил о приостановке переговоров с СиЧ из-за невыдачи в Гаагу бывшего военного лидера боснийских сербов Ратко Младича, обвиняемого в геноциде. (Считается, что Младич укрывается в Сербии не без помощи спецслужб.)

Победа сепаратистов подтвердила бы, что союз с Сербией не является привлекательной идеей даже после падения режима Милошевича и что влияние Белграда продолжает сокращаться. Вместе с тем в экономическом смысле утрата Черногории не катастрофична для Сербии. По оценкам, ее доля в экономике госсообщества не превышает 5 процентов. Однако только через черногорскую территорию Сербия имеет прямой выход к морю и порту Бар.

Особое значение приобретает «человеческое измерение». В Сербии действует сильное лобби выходцев из Черногории, занявших влиятельные посты в политике и экономике и не желающих в одночасье сделаться иностранцами. К примеру, министр внутренних дел Сербии Драган Йочич имеет черногорское гражданство и постоянную регистрацию в Сербии. Он является сторонником сохранения единого государства. Такие, как Йочич, рискуют утратить имеющиеся у них права в случае успеха сепаратистов. (Разумеется, что речь не идет о потере прав черногорцами, имеющими сербское гражданство.)

Очевидный выход для тех, кто не желает оказаться иностранцем в собственной стране, – иметь двойное гражданство (что пока не предусмотрено законодательством). В противном случае теряется возможность получения бесплатного образования, возрастает риск потери работы, повышаются налоги, теряется право на получение пенсии, социальное и медицинское обеспечение, а также участие в выборах, возникают имущественные проблемы...

В Сербии (население около 10,6 миллиона с учетом Косово) проживают 260–270 тысяч черногорских граждан. Эти данные встречаются чаще всего. Однако, по оценкам, число черногорцев и сербов, прибывших в Сербию из Черногории, достигает 400 тыс. Далеко не все из них получили право определять судьбу своей родины, а лишь те, кто имеет черногорское гражданство и постоянную регистрацию в Черногории. Таковых в Сербии набралось несколько десятков тысяч. Сербские власти решили оплатить им проезд, чтобы они смогли принять участие в референдуме. Билеты обошлись налогоплательщикам в 200 тыс. евро. Однако не ясно – достаточная ли это инвестиция в желаемый для Белграда исход голосования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2150
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1392
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1035
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1355

Другие новости