Представить себе Каннский фестиваль без полиции – все равно что вообразить арену цирка, заполненную хищниками, без клетки и дрессировщика. На время фестиваля в маленький городок на Лазурном берегу стягиваются лучшие и многочисленные силы правопорядка со всей Французской Ривьеры. Немудрено – народу в Канны стекается столько, что создается ощущение, будто находишься в родном троллейбусе в час пик, а почти половину «пассажиров» составляют «контролеры». В этом богатом на беспорядки году каннская полиция тоже решила остаться недовольной условиями труда. Впрочем, мэрия города не сильно этим обеспокоена – полицейских в стране много, и маленький, но бушующий город без защиты не останется.
Фильм открытия – «Код да Винчи» Рона Хоуарда – в определенном смысле каннское нововведение. Обычно фестиваль открывался фильмами, которые при явно просчитываемой счастливой прокатно-кассовой судьбе не могли вызвать ни возмущения, ни особого восторга. Впервые Канны решили сразу начать со скандала. Учитывая, что пикетировать по этому поводу съедется немалое количество народу, лишняя толика полиции не помешала бы.
По поводу экранизации романа Дэна Брауна шум по миру пошел нешуточный, однако и режиссер, и актеры, занятые в фильме, – Том Хэнкс и Одри Тоту, – призывают не воспринимать всерьез эту историю, сославшись на право всякого художника на авторский вымысел.
Наших фильмов на Каннском фестивале опять нет. После регулярного, но не очень удачного участия там Сокурова и без того вялый интерес к российскому кино сник совсем. Впрочем, Канны никогда особо и не привечали наше кино, нас всегда больше ждали сначала в Берлине, теперь – в Венеции. Разумеется, говорить о какой бы то ни было антироссийской политике в данном случае не имеет смысла – просто у каждого свои пристрастия, не говоря уж об общемировой киномоде, из которой мы уж много лет как выпали.
В главный конкурс отобрали двадцать фильмов. Список конкурсантов в этом году весьма внушителен – Педро Альмодовар, Кен Лоуч, Нанни Моретти, София Коппола, Аки Каурисмяки, Брюно Дюмон. Кто регулярно следит за историей Каннского фестиваля, заметит, что все эти режиссеры практически каждый свой фильм привозят на Лазурный берег. Канны и не скрывают, что у них есть своя когорта «любимчиков». Интересно отметить, что в конкурсе практически отсутствует еще совсем недавно столь модное азиатское кино. При этом возглавляет нынешнее жюри один из самых модных и успешных режиссеров в мире – китаец, живущий в Гонконге, Вонг Кар Вай.