В условиях бепрецедентных мер безопасности в конце минувшей недели в Вене состоялся 4-й саммит Eвропейского союза и Латино-Карибской Америки. В нем приняли участие главы государств и правительств 60 стран и около 1500 делегаций.
Главным героем саммита стал президент Боливии Эво Моралес. Европейцев интересовало прежде всего, каким образом Моралес собирается проводить национализацию в нефтегазовой сфере. Напомним, что соответствующее решение боливийского лидера вызвало негативную реакцию иностранных компаний.
«Они пытались нас поссорить с нашим бразильским братом Лулой да Силвой из-за национализации, – заявил, указывая в сторону европейских лидеров, Моралес. – Но в этом вопросе правительство должно уважать суверенное право боливийского народа на национализацию природных ресурсов страны, в частности, природного газа и нефти».
Моралес заявил в первый день встречи, что в результате национализации иностранные компании не получат никаких компенсаций. Однако после критики со стороны Бразилии, Великобритании и даже генсека ООН Кофи Аннана боливийский лидер пообещал гарантировать энергетическим компаниям «юридическую безопасность».
По итогам встречи принято «Венское заявление», затрагивающее такие темы, как укрепление мира и безопасности, демократии и соблюдения прав человека, борьба с терроризмом, наркобизнесом и организованной преступностью, а также развитие энергетического, экологического гуманитарного сотрудничества между странами Eвросоюза и Латинской Америки.
Австрийская газета «Нойе кронен-цайтунг» сравнила саммит с Венским конгрессом 1815 года, назвав ее исторической. Особенность встречи и в том, что она впервые прошла за пределами ибероамериканского мира.
Эта структура образовалась в результате встречи в июне 1999 года в Бразилии. Ее результатом явилась «Декларация Рио», включавшая обязательства участников по формированию межконтинентального альянса. Второй саммит прошел в мае 2002 года в Испании, когда она возглавляла ЕС. Испания имеет наибольший объем экономических, политических и культурных связей с Латинской Америкой. Например, с 1990 года компании вложили туда свыше 20 млрд. долл. Одним из итогов той встречи стало соглашения о свободной торговле между Чили и ЕС. Ранее подобный документ был подписан с Мексикой. Разумеется, масштабы связей по азимутам Латинская Америка – США и Латинская Америка – Европа несопоставимы. Но движение навстречу друг другу заметно ускоряется.
Незадолго до предыдущего саммита, проходившего в мексиканском городе Гвадалахара, руководство ЕС направило в адрес ВТО письмо, где говорилось о готовности прекратить субсидирование производства сельскохозяйственной продукции, снизить таможенные пошлины, если США и другие страны пойдут на аналогичные меры. Напомним, что ЕС тратит на эти цели половину годового бюджета. Именно это обстоятельство препятствует продвижению латиноамериканской продукции на мировой рынок.
На саммите в Вене предполагалось обсудить вопрос о возможности заключения Соглашения о свободной торговле между Евросоюзом и Андским сообществом наций в составе Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Перу и Эквадора. Однако недавний демарш венесуэльского президента, заявившего о выходе из сообщества в связи с тем, что Перу и Колумбия заключили соглашения о свободной торговле с США, подобную перспективу на данном этапе исключает.
Подготовка документа о свободной торговле с Общим рынком южного конуса (Меркосур), куда входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай, вступила в завершающую стадию, хотя и здесь имеются трудности. ЕС является главным торговым партнером и вкладчиком в этой зоне. 50% импорта продовольствия поступает оттуда. Положительное сальдо платежного баланса превысило 6 млрд. долл.