– Александр Владимирович, каковы главные итоги заседания в Бухаресте?
– Главный для нас итог – переход к России на ближайшие шесть месяцев (с мая до конца октября) председательства в Организации Черноморского экономического сотрудничества. Функции действующего председателя будет выполнять министр иностранных дел Сергей Лавров.
В Бухаресте состоялся обстоятельный обмен мнениями между руководителями делегаций стран-участниц. Подтвердилось, и мы с удовлетворением отмечаем этот факт, что все страны заинтересованы в развитии международного экономического сотрудничества и многостороннего диалога в Черноморском регионе. Участники заседания утвердили представителя Греции Л.Хрисантопулоса в должности нового генерального секретаря секретариата ЧЭС. Надеемся, что назначение этого опытного дипломата придаст организации новую динамику.
– Россия в 2006 году председательствует в «большой восьмерке» и одновременно в Организации Черноморского экономического сотрудничества. Насколько взаимосвязаны эти направления российской внешней политики?
– Взаимосвязь есть. Прежде всего в концептуальном плане. Приняв на себя председательство в ЧЭС, Россия намерена придерживаться в этой организации, то есть в региональном измерении, тех же подходов к важнейшим международным вопросам и глобальным проблемам развития человечества и следовать тем же принципам, которые озвучивает в «восьмерке». Есть параллели и в повестке дня. В частности, вопросы энергетической безопасности, волнующие сегодня «Группу восьми», столь же остро стоят и для стран ЧЭС, стремящихся нарастить свое взаимодействие в сфере энергетики.
ЧЭС является единственной полноформатной экономической организацией в Черноморском регионе. В силу этого в странах-участницах ожидают от нее импульсов, способствующих наращиванию экономического сотрудничества, решению социально-экономических проблем и эффективному противодействию таким вызовам современности, которые способны поставить под угрозу устойчивость развития в регионе.
– Какие акценты ставит Россия в качестве председателя ЧЭС?
– Наша основная задача в политическом плане – это добиться от ЧЭС насыщенности повестки и результативности деятельности, а в организационном – обеспечить слаженность и бесперебойность работы многочисленных органов «семьи ЧЭС». Сегодня ЧЭС – это комплексный механизм взаимодействия в регионе, включающий регулярные встречи министров иностранных дел и отраслевых министров, сотрудничество парламентариев, собственные структуры содействия бизнесу и развитию контактов научных кругов. Функционирует Черноморский банк торговли и развития, действуют многочисленные отраслевые рабочие группы.
Выражаясь экономическими категориями, у государств Причерноморья, а также внерегиональных стран, которые заинтересованы в поступательном развитии причерноморского сотрудничества, в лице ЧЭС имеется весьма ценный актив. Все мы в состоянии еще больше повысить его «капитализацию».
– Каковы приоритетные направления работы ЧЭС в период российского председательства?
– Российским правительством принят план мероприятий на период нашего председательства. Мы намерены предпринять дополнительные меры с тем, чтобы ориентировать ЧЭС на решение конкретных вопросов содействия сотрудничеству. Это в первую очередь сотрудничество в таких областях, как транспорт и связь, энергетика, туризм, преодоление последствий чрезвычайных ситуаций, охрана окружающей среды, а также совместная борьба с терроризмом и организованной преступностью, предотвращение распространения в регионе особо опасных инфекционных заболеваний. Часть этих мероприятий пройдет непосредственно в регионах Юга России.
Мы настроены на то, что нам удастся продвинуться дальше в плане реализации российских инициатив – таких, как подготовка Меморандума ЧЭС о скоординированном развитии скоростных автомагистралей вокруг Черного моря (в настоящее время готовится в Минтрансе России), восстановление регулярного пассажирского сообщения между портами Черного моря, поэтапное формирование Черноморского электроэнергетического кольца в контексте синхронизации энергосистем Восточной и Западной Европы, осуществление совместных экологических проектов в Черном море.
Думается, что к реализации этих и некоторых других региональных проектов могли бы подключиться и компании стран-наблюдателей при ЧЭС, в частности Белоруссии, Германии, Италии, США и других стран. Об этом тоже говорили на СМИД в Бухаресте. К проектам регионального сотрудничества присматривается и Япония.
Словом, региональное экономическое сотрудничество в Причерноморье постепенно обретает новые черты, привлекает новых участников. Мы поддерживаем эту тенденцию.