Теракт в Тель-Авиве унес жизни семи человек.
Фото Reuters
Новый израильский парламент – Кнессет – начал свою работу под грохот мощного взрыва. Вчера, в то время как депутаты принимали присягу в Иерусалиме, в Тель-Авиве террористка-смертница осуществила масштабный теракт. По данным на вечер понедельника, погибли не менее семи человек. Ответственность за взрыв взяли сразу несколько палестинских экстремистских группировок, в том числе «Бригады мучеников Аль-Ааксы» и «Исламский джихад».
По результатам прошедших 28 марта выборов, самая крупная парламентская фракция принадлежит центристской партии «Кадима» во главе с премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом. У нее 29 из 120 мест в парламенте. Второй по числу представителей является левая социал-демократическая партия «Авода» с 19 мандатами. Третье и четвертое места поделили партия религиозных ультраортодоксов ШАС и бывшая правящая партия «Ликуд» с 12 мандатами каждая. Наиболее популярная в среде русскоязычных репатриантов партия «Наш Дом Израиль» набрала 11 мандатов.
Переговоры между Эхудом Ольмертом и потенциальными партнерами, в первую очередь с партией «Авода», продолжаются, и на данный момент неизвестно, когда именно представит Ольмерт парламенту свое правительство. «Процесс формирования правительства в Израиле занимает, как правило, больше месяца, а с момента начала переговоров прошло лишь 10 дней, – отметил в беседе с корреспондентом «НГ» депутат Кнессета от партии «Кадима» Зэев Элькин. – Наша цель сформировать максимально широкое правительство, которое будет включать в себя помимо «Кадима» партию «Авода», Партию пенсионеров, обе ультраортодоксальные партии – ШАС и Обьединенное еврейство Торы, «Наш Дом Израиль». Это более 80 депутатов Кнессета». Как считает депутат, такой состав правящей коалиции позволит сформировать стабильное правительство. Оно не будет зависеть от каждой партии в отдельности и в то же время будет иметь широкую платформу для реализации политической программы «Кадимы».
Какова в общих чертах эта программа? По словам Элькина, такой программой являются для «Кадимы» приверженность к «Дорожной карте» и готовность, если палестинцы не выполнят взятые на себя обязательства, в одностороннем порядке установить границы Израиля. Все это потребует переговоров на «двух с половиной уровнях». При этом первый уровень – это внутриизраильский диалог, направленный на то, чтобы избежать раскола в обществе, второй уровень – диалог с международным сообществом и в первую очередь с США, а «половинка» – это тот маленький шанс, который оставлен для возможного диалога с правительством ХАМАСа. На внутриполитическом уровне условием подписания коалиционных соглашений с каждой партией будет обязательство со стороны возможных партнеров принять на себя эту программу.
План одностороннего размежевания с палестинцами на Западном берегу, получивший условное название «программа консолидации», является основным пунктом платформы «Кадима». Но для его реализации Ольмерту потребуется стабильная коалиция, чего сама по себе победа на выборах отнюдь не гарантирует. В Израиле лишь однажды правительственная коалиция просуществовала все четыре года, предусмотренные законом.
«Нынешний Кнессет просуществует не более трех лет, – заявил корреспонденту «НГ» доктор Ашер Коэн из Бар-Иланского университета. – При этом нельзя говорить об однозначной победе «Кадимы». Коалиция, крупнейшая партия в которой обладает лишь 29 мандатами, изначально неустойчива. А демонтаж десятков поселений, депортацию более 60 тысяч человек – все это нельзя осуществить в опоре на 60 депутатов. А ведь Ольмерт говорит о реализации этого плана в период нахождения в Белом доме в США Джорджа Буша, то есть в ближайшие полтора года».
По мнению доктора Коэна, Ольмерту нужна прочная коалиция с участием практически всех правых партий, однако результаты выборов не дают ему такой надежды. Ни партия ШАС, ни партия «Наш Дом Израиль» не гарантируют Ольмерту спокойной жизни в том случае, если он решится на реализацию своего плана. Избиратели обеих этих партий в массе своей придерживаются правых взглядов, и столь радикальный план неприемлем для их электората.
В то же время переговоры с партией «Авода» фокусируются на экономических вопросах. Лидер партии Амир Перец требует получить портфель министра финансов и поднять минимальную зарплату в Израиле до 1000 долл. в месяц. Ни то, ни другое требование неприемлемы для Кадимы. «Удовлетворить требование Переца о минимальной зарплате означает в условиях израильской экономики появление сразу же 100 тыс. безработных. Поэтому Ольмерт не пойдет на это, а «Кадима» и «Авода» договорятся о постепенном поднятии уровня минимальной зарплаты и «Авода» войдет в правительство», – считает Коэн.
Иерусалим