Недавние парламентские выборы на Апеннинах имели важное значение не только для внешней политики самой Италии, но и для остальных стран – членов Евросоюза. Прежде всего голосование продемонстрировало раскол итальянского общества практически на равные половины. Это было едва ли не слепком итогов голосования сентября прошлого года в Германии. А известные события последних недель во Франции? Между тем наряду с ФРГ и Французской Республикой Италия входит в тройку главных государств – основателей ЕС. Тенденция расширения раскола общества, рост политических и социальных противоречий ведет к неустойчивости в этом «ядре», которая не может не сказываться на ситуации во всем сообществе.
«Большая коалиция» в Берлине, созданная на базе противостоявших друг другу на выборах блока ХДС/ХСС и СДПГ, была, как известно, вынужденным делом. Коалиционный договор не устранил реальные противоречия партнеров по главным вопросам социально-экономических реформ. По ним ведется как открытая, так и подковерная борьба. Но развалить коалицию, устроить новые выборы нельзя. Результат, судя по опросам, был бы почти аналогичным. Чтобы сохранить коалицию, приходится прибегать либо к поиску половинчатых решений, либо к их откладыванию. В итоге кабинет канцлера Ангелы Меркель быстро растрачивает аванс популярности, вызывая скепсис большинства немцев.
Во Франции после волн массовых демонстраций, опрокинувших закон о первоначальном найме на работу, остается доживать ослабленный кабинет Доминика де Вильпена. От него уже не ждут каких-либо инициатив. Шансы на президентство в 2007 году стали для де Вильпена весьма призрачными. Французские обозреватели считают вероятным приход к власти в результате президентских выборов 2007 года социалистов. То есть следует опять ожидать перемен с неизвестными пока последствиями политического и социального порядка.
Наконец, в Италии будущий левоцентристский кабинет Романо Проди, опирающийся на партии с отличающими взглядами на ряд проблем, не обойдется без компромиссов, которые не всегда являются базой последовательной деятельности.
Если к этому добавить, что в Испании и Португалии правят социалисты, а в Польше к власти пришли консерваторы правого толка, то картина политических сил, стоящих у власти или идущих к ней в странах Евросоюза выглядит все более неоднородной и пестрой. Нередко политическая стратегия подменяется тактикой и маневрами в зависимости от актуальных внутренних и внешних ситуаций.
Где выборы, где острые внутриполитические события, а где внушения Вашингтона по крайней мере в настоящее время ослабили голос и активность Европы в международных делах. Поддержка настойчивых рекомендаций Вашингтона насчет санкций в отношении Ирана связывает руки европейской «тройке» в составе Великобритании, Франции и Германии. Это мешает им искать дополнительные возможности дипломатического решения вопроса иранской ядерной программы. Явно пользуясь трудностями европейских правительств, США подтягивают их к своим позициям, пытаются «встроить» в линию своих представлений и требований.
Но принятие американской линии на полную изоляцию правительства ХАМАСа, замораживание финансовой помощи Палестинской автономии может лишь негативно отразиться на интересах стран ЕС, пользующихся в отличие от Вашингтона уважением на Ближнем Востоке и в арабском мире. То же самое относится к инициируемым из-за океана попыткам изоляции Белоруссии.
Потрясения и метаморфозы, происходящие на европространстве, могут серьезно затормозить процессы, необходимые для функционирования самого сообщества. В такой ситуации нереально решение судьбы Европейской Конституции. То же самое касается выработки и проведения единой линии в сферах внешней политики и безопасности. Предполагаемое вступление Румынии и Болгарии неизбежно увеличит количество проблем, над которыми бьются в Брюсселе. Едва ли можно рассчитывать на серьезный прогресс и в реализации четырех пространств, согласованных между ЕС и Россией.
Пожалуй, Европа давно уже не переживала таких трудностей, не сталкивалась с таким нагромождением проблем экономического и социального характера. Приходится также решать, как противостоять терроризму, высоким темпам иммиграции, преступности, возрождению нацистской идеологии, об опасности которой на днях предупредила ПАСЕ. С ними не справиться ни в один день, ни в одиночку, что требует объединения усилий всей Европы, каждой ее страны.