Протесты против использования ядерного оружия жестоко подавляются даже в западных странах.
Фото Reuters
Президент США Джордж Буш «решил не допустить, чтобы иранский режим начал запланированную на эту весну пилотную программу обогащения урана», – сообщает информированный американский еженедельник «Нью-Йоркер». В подготовленном к выходу из печати номере журнала от 17 апреля говорится, что эту задачу предполагается решить путем нанесения по объектам иранской ядерной программы воздушных ударов, в том числе с применением тактических ядерных боеприпасов. Все эти данные содержатся в статье, которую написал со ссылкой на источники в американской администрации известный своими расследованиями писатель и журналист Сеймур Херш.
«Группы планирования ВВС составляют списки целей, а боевые подразделения американских войск получили приказ о тайном проникновении в Иран в интересах сбора данных по целеуказанию и для установления контактов с антиправительственными силами из числа этнических меньшинств», – сообщает «Нью-Йоркер». Примечательно, что подобным образом шла подготовка к войне с Ираком в конце 2002-го – начале 2003 года.
Однако есть и отличия, касающиеся прежде всего акций по «запугиванию» Ирана. Оказывается, они уже ведутся с августа прошлого года и несут крайне провокационный характер.
Если накануне иракской войны американская авиация имела возможность патрулирования в обширной зоне над Ираком и использовала ее для периодических ударов по иракским системам ПВО, то ныне она не располагает такими зонами. Поэтому самолеты тактической авиации ВМС США, взлетающие с палуб авианосцев в Аравийском море, ограничиваются тем, что совершают полеты в зоне действия иранских прибрежных радаров и имитируют выполнение задач по доставке ядерного оружия.
Издание утверждает также, что Белый дом «расширил тайную деятельность в Иране и активизировал планирование возможного массированного воздушного удара» по иранским ядерным объектам. Предпочтение, которое американский президент отдает военному решению проблемы иранской ядерной программы перед любыми другими, связано с его убеждением в необходимости «смены режима» в Тегеране.
Буш и его помощники рассматривают иранского президента Махмуда Ахмадинежада в качестве «потенциального Гитлера» и хотят от него избавиться. По утверждению эксперта, связанного с гражданской верхушкой Пентагона, Буш абсолютно убежден, что Иран собирается обзавестись атомной бомбой и должен быть остановлен. При этом американский президент исходит из того, что именно он должен «сделать то, на что не хватит мужества ни у демократа, ни у республиканца», которые будут избраны в будущем на пост президента США. Буш надеется оставить в качестве своего наследия «спасение Ирана». Имеется в виду «спасение» иранцев и от ядерного оружия, и от нынешнего режима.
Как утверждается в «Нью-Йоркере», Вашингтон не остановится перед применением тактического ядерного оружия. По крайней мере один из планов, представленный Пентагоном в Белый дом минувшей зимой, предусматривает использование для поражения находящихся под землей ядерных объектов специально для такой цели созданной ядерной боеголовки B61-11. Одной из таких целей является завод газовых центрифуг в Натанзе, который ныне не подпадает под гарантии МАГАТЭ. Он якобы обладает подземными цехами, позволяющими разместить 50 тыс. центрифуг, которые способны выработать высокообогащенный уран для 20 атомных боезарядов в год. Подземные цеха находятся на глубине 25 метров и с учетом дополнительной бетонной защиты не могут быть разрушены обычными видами оружия.
В свое время американцы планировали удары с применением ядерного оружия по советским подземным бункерам, сооружавшимся в годы холодной войны. В их числе вырытый в 80-е годы пункт «правительственного управления» в Подмосковье, который был обнаружен благодаря недостаточно скрытой системе вентиляции. Нынешние иранские объекты схожи по манере проектирования с российскими. По оценке американских экспертов, это говорит о помощи иранцам со стороны Москвы.
«Ядерный вариант» удара вызвал споры в руководящих кругах Пентагона, и это даже привело к попытке снять его. Однако Белый дом настоял на его сохранении. В представлении руководства администрации систематические бомбардировки в Иране помимо своей основной цели – уничтожения объектов ядерной программы – подведут иранцев к необходимости «смены режима» в Тегеране. Это якобы «унизит религиозных лидеров» в глазах населения и «подтолкнет на восстания и свержение правительства».
Эксперты «НГ» так комментируют ситуацию.
Алексей Богатуров,доктор политических наук, профессор, замдиректора Института проблем международной безопасности РАН
Было бы странно, если бы США или любая другая страна, серьезно относящаяся к проблеме нераспространения, не планировала бы по линии военных ведомств и специальных структур всех возможных сценариев проведения силовой операции. Даже по открытым источникам давно известно, что военный сценарий против Ирана в США прорабатывается. Однако сейчас допущена возможность применения неконвенционального оружия. Это смелое и провоцирующее заявление, которое сразу перебивает внимание. Никто теперь не будет говорить, можно или нельзя наносить удар по Ирану, все будут спорить, должен ли этот удар быть ядерным. Это замечательно спланированная информационная спецоперация. Получается, что все как будто смирились с тем, что удар нанесут и он будет многоэшелонным. Порог допустимости силовой операции в американском и в международном общественном мнении явно занижается. Это и нужно американской администрации. Информационная атака направлена на общественное мнение в США, где наблюдаются внутренние противоречия по авантюрам страны на Ближнем Востоке, на международное общественное мнение и на иранцев. У всех этих пластов общественного мнения разная степень сопротивляемости. Ясно, что Иран напугать тяжелее всего: он уже и так держит себя в состоянии невероятной мобилизации. И все же оказывать давление на Тегеран обязательно надо. В то же время я плохо отношусь к идее военной операции так близко от границ России. Это угрожает нашей национальной безопасности. В случае удара по Ирану он попытается вызвать нефтяной кризис: он легко может нарушить экспорт нефти из Персидского залива. Практика ХХ века показывает, что в этом случае автоматически произойдет паническое повышение цен на черное золото. Но реальную нехватку нефти рынок почувствует где-то через месяц. Американцы хорошо просчитали, какие цены на нефть они смогут выдержать. Они это закладывали в расчет с первой секунды, как только задумались о силовом сценарии с Ираном.
Павел Золотарев, заместитель директора Института США и Канады РАН, президент Фонда поддержки военных реформ, генерал-майор
Не исключаю, что на каком-то этапе американо-иранского противостояния Вашингтон может отдать приказ применить по объектам в Иране ядерное оружие. Если посмотреть специфику подходов, которые выработаны для нового стратегического командования США, то в ней наряду с проведением информационных операций предусматривается и нанесение глобальных ударов против той страны, с которой у Вашингтона конфликт. В первую очередь речь идет об ударах неядерных. И лишь на последнем этапе американцы видят применение ядерного оружия как крайнего средства в противостоянии. Американцы фактически уже начали информационную часть операции против развертывания Ираном военной ядерной программы. В ее рамках идет нагнетание обстановки.
Арно Калика, издатель Бюллетеня стратегической информации (TTU, Париж)
В краткосрочной перспективе атака против Ирана невозможна. На мой взгляд, если когда-то такая операция и произойдет, а этого абсолютно исключать нельзя, то американцы вряд ли применят ядерные мини-заряды. Многое будет зависеть от положения Израиля. Пока это государство не сталкивается с реальной угрозой, нападения на Иран не будет. Если такая угроза возникает, израильтяне попросят у Вашингтона разрешение на рейд, как это уже было, и ударят. В этом случае они смогут рассчитывать на поддержку Франции и других европейских стран, думаю, что и России. Реальные возможности Ирана спровоцировать нефтяной кризис ослабляют риск силовой операции против него. Никто не хочет, чтобы разразился нефтяной кризис, и прежде всего этого не желают американцы. Так что пока оживление вокруг Ирана дальше слов не пойдет.
Журнал «Нью-Йоркер»
Журнал «Нью-Йоркер» («Житель Нью-Йорка») – еженедельный американский литературно-политический и сатирический журнал. Издается в Нью-Йорке. Основан в 1925 году. Тираж 799 тыс. экземпляров. Аудитория журнала, фокусирующегося в основном на культурной жизни Нью-Йорка, выходит далеко за пределы одноименного штата, где он издается. Особое внимание привлекают материалы известного журналиста Сеймура Херша. Херш освещает военную тематику и вопросы безопасности. Его работы получили международное признание в 1969 году после того, как он сообщил об истреблении американскими военными сотен мирных жителей деревни Милай в ходе войны во Вьетнаме. За это в 1970 году Херш удостоился самой престижной награды в журналистике – Пулитцеровской премии. Херш одним из первых в 2004 году рассказал в «Нью-Йоркере» об издевательствах американцев над иракскими заключенными в тюрьме «Абу-Грейб».
Ядерный боеприпас B61-11
Заглубляющийся ядерный боеприпас B61-11 был создан в США в 1997 году. Ядерная начинка из предыдущей конструкции бомбы B61 была установлена в корпус из закаленной стали с новым обтекателем для обеспечения способности заглубления в землю. В настоящее время США располагают 50 такими бомбами мощностью от 0,3 до 350 кт. Бомба мощностью 0,3 килотонны, сбрасываемая с высоты 6 тыс. м, проникает в грунт на 3 метра и способна разрушить укрепленный бункер, расположенный под 15 метрами твердых пород или бетона. 340-тонная бомба, проникнув на ту же глубину, может разрушить цель, находящуюся в 70 метрах под землей. Этими боеприпасами снаряжаются бомбардировщики B-52, В-1 и B-2А.